28 мая 2025 года в Зале Ученого Совета Главного корпуса МПГУ состоялась встреча известного российского писателя Юрия Полякова с преподавателями и студентами МПГУ.
Вел встречу ректор МПГУ академик РАО Алексей Лубков, который и представил писателя аудитории: «Мы имеем честь, радость и, я бы сказал, счастье приветствовать сегодня нашего дорогого Юрия Михайловича Полякова. Действительно живого классика русской, советской, российской литературы. Человека, близкого нам ментально, который формировал наши взгляды на протяжении многих лет, с первых его повестей, публикаций и, слава Богу, до сегодняшнего дня».
Юрий Поляков начинал свой творческий путь как поэт, опубликовал несколько поэтических сборников, за один из которых он получил одну из самых престижных литературных премий СССР – премию Ленинского комсомола. Но в 1985 году в известном журнале «Юность» выйдет его повесть «ЧП районного масштаба», сразу сделавшего Полякова известным всей стране и он навсегда перейдет на прозу. Ныне писатель известен прежде всего как прозаик, пишущий колоритную афористичную прозу с элементами юмора и сатиры, прозу, которую так и хочется разобрать на цитаты, и драматург, пьесы которого идут в очень многих театрах страны. Можно по праву сказать, что он единственный в наше время современный драматург, пьесы которого, наряду с классическим репертуаром, ставятся на сценах российских театров. Лишь Поляков и Вампилов из советских и российских драматургов представлены в репертуаре подавляющего большинства театров страны столь же широко, как и российская, и мировая классика.
Ректор МПГУ, представляя почетного гостя студентам, отметил и их общие корни с писателем – Поляков тоже заканчивал филологический факультет, но Московского областного педагогического института (МОПИ) и то, что «Юрий Михайлович, несмотря, на острую критику и сатиру советской повседневности на исходе нашего советского времени, все таки был и остается и русским и советским человеком в самом лучшем смысле этого слова, в том смысле в каком мы это понимаем и он, в отличие от некоторых собратьев по перу, никогда не бросал чернильницами в наше прошлое. Напротив его книги все, в том числе и последняя о советском детстве, очень замечательные для нас – это ностальгия, потому что пионерские лагеря нас сформировали. Спасибо вам большое, мы очень рады. Самое главное, всем нам здоровья и вам – творческого здоровья».
Затем Алексей Лубков поблагодарил выпускника МПГУ Евгения Спицына, недавно награжденного орденом Александра Невского за просветительскую деятельность на благо отечественной истории, за его любовь к нашему Университету и за то, что наш сегодняшний почетный гость, как и многие другие интересные и значительные люди, с удовольствием приходящие в МПГУ для встречи с его студентами, приходят именно благодаря ему, будучи его хорошими знакомыми и друзьями.
После добрых приветственных слов зал посмотрел несколько кинофрагментов из различных фильмов, снятых по произведениям писателя Полякова, в том числе – и фильма «Ворошиловский стрелок», снятый не по его книге, но по его сценарию. А затем и начался разговор с аудиторией. Разговор без скидок на возраст – о самых насущных вещах современного общества, проходящего не самый простой период своей истории. Студенты активно принимали участие в дискуссии и задавали вопросы.
Юрий Поляков рассказал о своей работе главным редактором «Литературной газеты», которую он возглавлял с 2001 по 2017 год, о тех временах, когда «подавалась искаженная картина литературной жизни и действительно хорошие русские писатели, настоящие мастера, патриоты отсылались на периферию. Я помню к юбилею на первой полосе мы дали портрет Александра Проханова, интервью с ним начали на первой полосе, там целая истерика была».
Газета начала сотрудничать с Валентином Распутиным, Василием Беловым, Дмитрием Жуковым, поэтом Юрием Кузнецовым. На дискуссионную площадку привлекла замечательного преподавателя вашего Университета профессора Аполлона Григорьевича Кузьмина. Привлекли здесь присутствующего сейчас Евгения Спицына. И ваш ректор, Алексей Владимирович, тоже публиковался у нас. Дали мы большой материал о недавно умершем Вадиме Кожинове. «И вдруг читатели увидели, что, оказывается, есть совершенно другая литература, которая гораздо выше, которая гораздо патриотичнее и ответственнее. Мы вернули два мнения, потому что у либералов, у них очень интересно – вот они называются либералы, но у них двух мнений быть не может, только их. Другое, второе -неправильное. Нет, мы вернули традиционную рубрику, два или три мнения». И газета, как это говорится, «опять стала такой властительницей дум».
«И, кстати, – вспомнил Юрий Поляков, – тоже интересная деталь. Именно у нас в 2004 году появилась первая публикация о том, что необходим единый учебник истории. Это именно у нас там выступил один учитель истории. Понятно, что не в том смысле, что должна быть одна книга, а в том смысле, что должна быть общая концепция. Потому что не может в одной школе такая быть концепция русской истории, где Сталинград – это важное событие. А в другой – что это вообще какое-то совершенно проходное боестолкновение. Понимаете, так и было же».
Поляков ушел из газеты в 2017 году – решил вернуться к письменному столу. Он отметил, что его преемник «оказался приспособленцем откровенно», который стал использовать газету для решения своих личных вопросов. А как только главный редактор становится приспособленцем, подчеркнул писатель, такой же становится газета. А газету приспособленца никому читать не интересно. «Газета интересна, когда она, как говорится, со своим мнением, когда она идет против течения. Если будет новый редактор, может опять газета поднимется. Я уже на это влиять не могу, потому что в газете единоначальный главный редактор, как капитан корабля», – сказал Юрий Михайлович.
Вспоминая публикацию своей повести об армии «Сто дней до приказа», когда главный редактор «Юности» опубликовал ее, несмотря на противодействие военной цензуры, Юрий Поляков сказал: «Это замечательно для писателя, свобода слова, это всё такое. Но, если в стране, главный редактор журнала может, грубо говоря, послать начальника военной цензуры, то долго это государство не простоит. И, судя по всему, когда началось СВО, этот горький опыт учли, слава Богу. Потому что никакая свобода слова не стоит судьбы Отечества. Поверьте мне».
Отвечая на вопрос о классиках литературы, Юрий Поляков сказал: «у меня есть свое определение классика, мы сейчас о писателях говорим. Ну, и режиссер тоже классик. Это перечитываемый писатель. Перечитываемый. Классик-режиссер – пересматриваемый. Классик-композитор – переслушиваемый. И так далее, и так далее. Вот только этим проверяется. Один раз можно прочесть любую чепуху при той агрессивной рекламе, которая сейчас идёт. Если тебе ещё раз захотелось перечитать, ты своим детям порекомендовал перечитать и – так далее. Вот именно такие писатели становятся классиками».
В заключении живой, интересной, информативной встречи, дающей возможность помыслить и осмыслить наше недавнее прошлое и настоящее, Юрий Поляков сказал: «После 1991 года писатели немножечко ушли в тень, и понятно почему. Те люди, которые тогда пришли к власти, они прекрасно помнили, какую роль сыграли писатели в раскачивании лодки и в смене строя и в сворачивании советского проекта. Поэтому их отодвинули, они исчезли постепенно из депутатов, исчезли из телевизора, с радио и так далее. Я надеюсь, что выводы будут сделаны, и наша культурная политика уже в перспективе изменится, и некоторые надежды на это мы видим. Так что писатели независимо ни от чего, традиционно во всех жанрах оказывали и будут оказывать огромное влияние на духовную, да и политическую жизнь нашей общества».