Студенты гораздо лучше готовятся к экзаменам и сдают их, если не просто читают учебники или конспекты, но пересказывают прочитанное соседу по комнате в общежитии или родителям дома, пишет журнал Learning and Memory.
“Даже через неделю после экзамена память у студентов, занимавшихся подобным образом, все равно оставалась отличной. Похоже, изложение того, что вы только что узнали, является очень эффективным способом учебы по сравнению с простым повторным чтением учебников или лекций”, — рассказывает Мелани Секерис (Melanie Sekeres) из Бейлоровского университета (США).
Секерис и ее коллеги пришли к такому выводу, наблюдая за успехами небольшой группы добровольцев — студентов, которых ученые просили просмотреть серию коротких клипов, вырезанных из известных фильмов, и запомнить, в каких кинокартинах они встречались. Через полтора часа ученые проводили “экзамен”, спрашивая, какие фильмы посмотрели участники опыта и какие жесты актеров, детали сюжета, интерьера и прочие элементы успели запомнить.
Часть студентов сдавала “экзамен” сразу, без подготовки, а другие добровольцы сначала тренировались, рассказывая друг другу, что им удалось запомнить. У каждого студента был собственный набор роликов, что исключало возможность “списывания” и взаимопомощи.
Как показали наблюдения, возможность рассказать товарищу то, что планируешь воспроизвести на экзамене, очень сильно помогала участникам тестов запомнить содержание видеороликов, благодаря чему они лучше справлялись с вопросами ученых, чем их сверстники из контрольной группы. Это преимущество не исчезло и через несколько часов и сохранялось на протяжении как минимум недели.
Аналогичный или даже более сильный положительный эффект возникал в том случае, когда ученые показывали короткие фрагменты из видеороликов непосредственно перед “экзаменом”. Как рассказывают сами добровольцы, они неожиданно для себя вспоминали множество мелких деталей.
“Когда у нас появляется зацепка, память словно возвращается к нам. Похоже, мы не навсегда забываем детали того, что пережили или просмотрели, что указывало бы на недостаток “места” в нашей памяти, а просто не имеем непосредственного доступа к ней. И это хорошо, поскольку открытие говорит о том, что человеческая память не столь плоха, как мы думаем”, — заключает Секерис.
Информация с сайта РИА-новости