18 февраля 2025 года состоялось расширенное заседание ректората под председательством ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова с онлайн-участием руководителей учебных и неучебных подразделений МПГУ.
С докладом на тему «О реализации в МПГУ «Комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года»» (далее – Комплексный план) выступили проректор по учебно-методической работе Екатерина Александровна Балабаева, директор Института физики, технологии и информационных систем Сергей Владимирович Лозовенко, директор Института математики и информатики Сергей Дмитриевич Каракозов, директор Института биологии и химии Светлана Камильевна Пятунина и декан географического факультета Елена Васильевна Филатова.
Проректор по учебно-методической работе Екатерина Александровна Балабаева отметила, что в современном мире технологическое лидерство напрямую связано с обеспечением государственного суверенитета страны. Поэтому задача повышения качества математического и естественно-научного образования сегодня выходит на первый план как в России, так и во всем мире. В рамках повышения качества подготовки специалистов соответствующих профилей на государственном уровне разработан и утвержден «Комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года».
МПГУ приступил к выполнению Комплексного плана в декабре 2024 года. Реализацию Комплексного плана в МПГУ обеспечивают, в первую очередь, профильные учебные подразделения, обеспечивающие подготовку в рамках математического и естественно-научного профилей: Институт математики и информатики, Институт биологии и химии, Институт физики, технологии и информационных систем. Необходимо отметить проект «Новая физика», который реализуется в МПГУ на протяжении двух лет и отвечает вызовам, которые стоят сегодня перед основной и высшей школой, бизнесом и технологической сферой.
Докладчики отметили, что «говоря о реализации Комплексного плана в МПГУ, в первую очередь следует говорить об обновлении содержания подготовки учителя». Руководители учебных подразделений рассказали, что МПГУ активно обновляет и расширяет применение современных методик и технологий обучения, образовательная среда вуза существенно модернизирована, инфраструктура МПГУ активно используется в образовательном процессе. Техносфера университета способствует реализации положений Комплексного плана на всех уровнях образования.
Докладчики подчеркнули, что «еще одним важным направлением работы по реализации Комплексного плана является повышение квалификации». На сегодняшний день в МПГУ успешно реализуются программы дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. Тематика программ определяется актуальными трендами математического и естественно-научного образования. Она обусловлена, в частности, развитием искусственного интеллекта, современных технологий, актуальными проблемами естественных наук и естественно-научного образования.
Организация и успешная реализация программ дополнительного образования связана с проведением профориентационных и просветительских мероприятий, направленных на выбор и освоение профессии через определения себя.
Кроме того, в рамках реализации Комплексного плана в 2025 году в МПГУ планируется проведение ряда всероссийских и международных конференций естественно-научной направленности, в том числе в рамках начального и дошкольного образования. Также планируется участие представителей МПГУ в съездах учителей математики, физики, химии и биологии, в обновлении содержания федеральных государственных образовательных стандартов и других мероприятиях.
Проректор по учебно-методической работе Екатерина Александровна Балабаева подчеркнула, что «анализ Комплексного плана позволил составить План реализации в МПГУ Комплексного плана на 2025 год с указанием конкретных мероприятий на 2025 год. Успешное осуществление данного плана в 2025 году позволит выполнить те задачи, которые ставятся перед нашим университетом, перед нашим учредителем Правительством Российской Федерации».
В ходе обсуждения заведующий кафедрой общей и экспериментальной физики Института физики, технологии и информационных систем Григорий Наумович Гольцман подчеркнул, что современные дети изменились. «Это дети, которые с рождения имеют в руках гаджеты, это сильно меняет дело и в положительную сторону тоже. Эти дети готовы к изучению физики, химии, биологии раньше, чем те дети, которые были раньше. Нам надо не упустить этих детей. Нам надо по-другому содержательно их учить… принести современную технологию в такой подаче, чтобы дети поняли, что они могут делать сами. И оттуда зародится интерес, стремление в будущем стать профессиональным инженером, физиком, химиком».
Научный руководитель кафедры теории и методики обучения физике им. А.В. Перышкина Наталия Сергеевна Пурышева отметила, что «раннее погружение в профессиональную деятельность очень важно для будущей подготовки педагогов. У нас методика начинается на третьем курсе, но это же поздно. Они учатся, не зная, для чего они, собственно, учатся. А когда они на первом курсе поработали с детьми, они уже и дальше учатся с интересом».
Андрей Витальевич Наумов, заведующий кафедрой теоретической физики имени Э. В. Шпольского Института физики, технологии и информационных систем, отметил, что «один из чрезвычайно эффективных способов подготовки учителей в этом новом меняющемся мире – это вовлечение будущих учителей, студентов, школьников в современную науку и технологии. Для этого есть ресурсы Российской академии наук, есть ресурсы наших ведущих научных институтов, и вот благодаря работе МПГУ мы видим, как эффективно можно выстраивать такую совместную работу. Он особо подчеркнул важность популяризации науки среди молодежи, а также обозначил серьезную, общегосударственную проблему – повышение статуса учителя. «Людям нужно продемонстрировать, обществу нужно продемонстрировать, что профессия учителя – это высокий статус».
Профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии Александр Валентинович Теремов обратил внимание на то, что «потерян экспериментальный характер получения первичного знания. А для наших предметов это является, так сказать краеугольным камнем. Надо учить наших студентов работать с натуральными объектами, будь это объекты физические, химические, биологические. Надо усилить экспериментальный характер этих предметов, особенно в части методики их преподавания».
Директор Института детства Анна Алексеевна Алмазова особо отметила, что «нужно поставить и главное решить задачу, связанную с потерей интереса дошкольников и младшеклассников к естественно-научной сфере».
Декан факультета дошкольной педагогики и психологии Маргарита Юрьевна Парамонова подчеркнула, что «начинать решать такую важную, поставленную сегодня в государстве задачу, как повышение качества математического и естественно-научного образования, необходимо, конечно же, с дошкольного периода, с дошкольного возраста».
В завершении обсуждения ректор Алексей Владимирович Лубков поблагодарил докладчиков за содержательные выступления, коллег за интересные и важные комментарии. Ректор отметил, что «разносторонняя работа, проводимая нашим Университетом, позволила сформировать «План реализации в МПГУ Комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на 2025 год»». Он особо подчеркнул, что «без нашей с вами поддержки, без нашего с вами участия, без опоры на наши фундаментальные кафедры, включая наши методические кафедры, многие вопросы не будут решены, так как они должны быть решены».
Далее, состоялось совместное заседание ректората и Профсоюзного комитета Объединенной первичной профсоюзной организации университета по вопросу «О выполнении Коллективного договора за 2024 год» под председательством ректора Алексея Владимировича Лубкова и председателя Объединенной первичной профсоюзной организации МПГУ (далее ОППО МПГУ) Всеволода Всеволодовича Пустовойтова.
Заседание проходило в смешанном формате: с частичным дистанционным участием членов Профсоюзного комитета и Контрольно-ревизионной комиссии ОППО МПГУ, а также руководителей учебных и неучебных структурных подразделений университета.
При подготовке к совместному заседанию ректората и Профсоюзного комитета ОППО МПГУ предметом анализа было выполнение в 2024 году Коллективного договора МПГУ на 2022–2025 годы.
Председатель ОППО МПГУ Всеволод Всеволодович Пустовойтов в своем выступлении констатировал надлежащее выполнение 2024 году большинства пунктов Коллективного договора, вместе с тем отметив проблемы реализации отдельных из них.
По итогам состоявшегося обсуждения члены ректората и Профсоюзного комитета постановили признать, что нормы и взаимные обязательства сторон, содержащиеся в Коллективном договоре, в 2024 году в основном выполнялись как стороной работодателя, так и стороной работников, рекомендовали Комиссии по подготовке, заключению, контролю исполнения Коллективного договора учесть итоги состоявшегося рассмотрения итогов реализации Коллективного договора в 2024 году при проведении коллективных переговоров в целях подготовки и заключения нового коллективного договора или внесения изменений и дополнений в действующий Коллективный договор и продления срока его действия Коллективного договора. Ректор А.В. Лубков просил Профсоюзный комитет подготовить и передать в ректорат перечень вопросов и пожеланий работников, упомянутых в ходе совместного заседания, для их проработки и принятия соответствующих решений.
Ректор А.В. Лубков поблагодарил председателя ОППО МПГУ В.В. Пустовойтова и членов Профсоюзного комитета за плодотворную совместную работу.
В завершение А.В. Лубков пожелал участникам совместного заседания ректората и Профсоюзного комитета успехов в реализации намеченных планов.