26 мая 2020 г. на площадке Московского педагогического государственного университета в формате on-line состоялся круглый стол по вопросам формирования новых учебно-методических комплексов по предметным областям «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) для г. Москвы.
Организаторами мероприятия выступили МПГУ, Отдел религиозного образования Московской городской епархии, Департамент образования и науки города Москвы, Городской методический центр ДОНМ, а также «Издательство «Просвещение». Представители этих организаций и составили основной массив участников круглого стола.
Тематика прошедшего заседания была выбрана не случайно. Она отразила насущную потребность динамично развивающейся образовательной системы Москвы, а также педагогов и родительского сообщества столицы в новом поколении учебно-методических комплексов по указанным выше предметным областям. И в этой связи свою весомую роль призван сыграть МПГУ – ведущий педагогический вуз страны, один из флагманов российской высшей школы в области духовно-нравственного воспитания обучающихся, который на протяжении ряда лет успешно осуществляет подготовку учителей ОРКСЭ во взаимодействии с религиозными организациями, в первую очередь, с Отделом религиозного образования Московской городской епархии.
По мнению экспертного сообщества, созданные в предыдущие годы учебники и учебные пособия по ОРКСЭ сегодня уже не «вписываются» в высокотехнологичную образовательную среду московской школы и ее IT-инфраструктуру. Более того, нередко они концептуально не соответствуют духу времени и социальным ожиданиям, далеко не в полной мере отвечают современным методическим подходам и постоянно усложняющимся требованиям к учебной литературе. Наконец, важно и то, что широко используемые сегодня учебные издания по ОРКСЭ слабо сопрягаются с интересными и инновационными по своему характеру учебно-методическими разработками столичных учителей, в том числе представленных в Московской электронной школе (МЭШ).
По сути, мы являемся свидетелями того, что накопленная менее чем за десять лет богатая и разноплановая практика преподавания ОРКСЭ существенно превзошла ориентиры и уровни, заложенные в учебниках и пособиях, разработанных при введении данного учебного предмета в школьную программу.
Знаменательно, что назревшую необходимость смены поколения учебно-методических комплексов выразительно зафиксировал и предварительно проведенный организаторами круглого стола анкетный опрос учителей столичных школ, методистов, вузовских педагогов, представителей органов управления образованием и издательского сектора.
В роли модераторов круглого стола выступили ректор МПГУ, член-корреспондент Российской академии образования Алексей Владимирович Лубков и председатель Отдела религиозного образования Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский), которые своими яркими и содержательными выступлениями задали профессиональному обсуждению не только высокую планку, но и приоритетную ориентацию на ученика, формирование его духовно-нравственной сферы и гражданской идентичности.
Данная линия была продолжена в выступлении заместителя генерального директора «Издательства «Просвещение» Леонида Анатольевича Наумова, сделавшего акцент на анализе роли учебника в современном образовании и управленческо-педагогических аспектах преподавания ОРКСЭ. Кроме того, им была озвучена готовность «Издательства «Просвещение» приложить максимальные усилия для качественного улучшения реализации ОРКСЭ в школах столицы.
В состоявшемся обмене мнениями участники круглого стола (Е.А. Омельченко, Директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ; Е.А. Твердова, заместитель начальника Управления реализации государственной политики в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы; В.В. Страхов, проректор по развитию МПГУ; Л.Б. Михайлова, доцент кафедры теологии Института филологии МПГУ, а также представители Городского методического центра ДОНМ) не только выразили поддержку прозвучавшим концептуальным подходам и предложениям о необходимости скорейшей разработки нового поколения учебно-методических комплексов по ОРКСЭ и ОДНКНР для школ Москвы, но и подчеркнули важность скоординированной работы всех заинтересованных сторон.
На заключительном этапе работы участниками круглого стола был рассмотрен проект резолюции, принятый в итоге единогласно. В резолюции содержатся, в частности, рекомендации: в кратчайшие сроки сформировать авторский коллектив новых учебно-методических комплексов по предметным областям ОРКСЭ и ОДНКНР, просить ректора МПГУ А.В. Лубкова возглавить редакционную комиссию, обратиться в Департамент образования и науки города Москвы с просьбой поддержать работу по подготовке и изданию новых учебных пособий по предметным областям ОРКСЭ и ОДНКНР, обратиться в Отдел религиозного образования Московской городской епархии с просьбой рекомендовать представителей духовенства для сотрудничества при работе над текстами учебного пособия по Основам Православной культуры.