Делегация МПГУ приняла участие в съезде, который стартовал 5 ноября 2019 года в Москве на площадке МГУ им. М.В. Ломоносова.
Пленарное заседание открыл председатель оргкомитета съезда, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий. С приветственным словом и докладами выступили Министр просвещения РФ М.М. Котюков, Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева, советник президента Российской Федерации В.И. Толстой, Министр образования и науки Чеченской республики И.Б. Байханов, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына – Н.Д. Солженицына, ректор РГПУ им. А.И. Герцена С.И. Богданов, заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики Института филологии и журналистики Саратовского национального исследовательского государственного университета, доктор филологических наук, профессор В.В. Прозоров, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2019» Л.Г. Арачашвили.
Ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор А.В. Лубков принял участие в блоке докладов с темой «Русский учитель. Образ будущего». В своём выступлении Алексей Владимирович акцентировал внимание на том, что решение задач по становлению института профессии учителя в будущем носит не романтический, а реалистический и прагматический характер. Ректор МПГУ отметил тенденцию роста популярности педагогического образования в России и качества абитуриентов:
«Не секрет, что учитель — это та профессия, которая реально создаёт образ будущего. Она задаёт те параметры, по которым через какое-то время будет жить новое поколение, воспитанное в наших школах. Очевидно, что сам этот образ имеет широкие ценностно-смысловые, аксиологические основания, которые уходят своими корнями в нашу культуру, наши представления о смысле жизни, характере человеческих отношений и том прекрасном завтра, которое обязательно наступит. <…> Сегодня, даже на нормативном уровне, понятно, что нам делать: существует проект «Учитель будущего», представления о том, что Россия должна войти в пятёрку стран-лидеров в сфере образования, а также в десятку государств с самой развитой системой среднего образования. Помимо этого, была высказана мысль, к сожалению, уходившая из нашего дискурса в последние годы, о том, что учитель, прежде всего, должен готовить гармонично развитую личность. И это очень важная составляющая, которая формирует наше представление о будущем молодого поколения. <…> Интерес к учительской профессии возрастает. Только по итогам приёмной кампании 2019 года выбор программ педагогического образования практически опережает программы подготовки инженеров, врачей и других специальностей», – заявил доктор исторических наук, профессор А.В. Лубков.
В своём выступлении ректор А.В. Лубков, касаясь аспектов подготовки учителей словесности и русского языка и литературы, также выразил мнение о том, что на примере одного литературного произведения педагог имеет возможность, раскрывая все грани того или иного образа, представить своим детям всю глубину человеческой личности и черты той вселенной, которая передаётся со страниц классических произведений.
В мероприятии приняли участие проректор по учебно-методической работе Л.А. Трубина, а также многочисленные представители Института филологии МПГУ – директор Института Е.Г. Чернышева, почетный профессор МПГУ, профессор А.Д. Дейкина, заведующий кафедрой методики преподавания литературы В.Ф. Чертов, заведующий кафедрой методики преподавания русского языка В.Д. Янченко, заведующая кафедрой риторики Е.Л. Ерохина, профессор кафедры методики преподавания литературы Е.В. Гетманская, заведующая кафедрой довузовского обучения русскому языку как иностранному Е.А. Хамраева, доцент Института детства Л.С. Саломатина, аспирант кафедры методики преподавания русского языка И.И. Шеляпина и другие.
Участники съезда обсудили место русской словесности в системе гуманитарных знаний, роль учителя словесности в гуманитарном пространстве современности, передовые подходы и технологии преподавания словесности, психолого-педагогические проблемы дошкольного, школьного и вузовского образования, а также роль музеев и библиотек в формировании современной социокультурной среды.
Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы проходит уже во второй раз. На его площадке собрались педагоги средних и высших учебных заведений, представителей государственных органов в сфере науки и образования и других профильных специалистов.
Текст: А.А. Рябов