Съезд проходит с 11 по 13 ноября в МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Общества русской словесности и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Он собрал 2,5 тыс. педагогов из 59 стран.
Пленарное заседание съезда состоялось 11 ноября, в день 200-летия со дня рождения Федора Достоевского под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. В нем приняли участие Митрополит Псковский и Порховский Тихон, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий, президент Российской академии образования Ольга Васильева, представители органов государственной власти, образовательных, научных, просветительских и общественных организаций.
Патриарх Кирилл посвятил свое выступление современному русскому языку.
«Церковь, будучи хранительницей духовных и культурных традиций народа, во все времена старается заботиться о нравственном состоянии людей, свидетельствовать о правде Божьей, призывать к следованию высоким моральным идеалам, к которым надлежит стремиться не только в частной, но и в общественной жизни, культуре, искусстве, образовании и в бытовой сфере. О современных проблемах языка нам доводилось говорить и ранее, болезни языка хорошо известны – это низкий уровень речевой культуры людей, особенно молодежи, засилье иностранных заимствований, жаргонов в массовой культуре, недостаточная грамотность письменной речи», – заявил Святейший Патриарх.
Ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий адресовал Патриарху слова глубокой благодарности за неустанную деятельность на посту председателя Общества русской словесности, за внимание к педагогическому сообществу, назвав его выдающимся мастером слова и знатоком русской словесности.
«Учрежденное пять лет назад по предложению Президента России Владимира Владимировича Путина Общество русской словесности выполняет важную миссию по консолидацию усилий ученых, педагогов, деятелей культуры в сохранении ведущей роли русского языка и литературы в деле воспитания подрастающего поколения, сохранения лучших традиций российского образования», – отметил Виктор Садовничий.
Ректор МГУ имени М.В.Ломоносова также сказал о важности учительской профессии, подчеркнув, что учителя русского языка и литературы чаще других становятся победителями Всероссийского конкурса «Учитель года России», большое жюри которого он возглавляет в течение 26 лет. Он подчеркнул, что учитель – это не просто профессия, но и призвание, и, конечно, тяжелый труд, напомнив слова русского философа Ивана Ильина о том, что «учитель – это творец духовного хлеба». По мнению ректора, это особенно справедливо по отношению к учителям-словесникам.
Приветствия съезду направили министр просвещения РФ Сергей Кравцов и министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
«Изучение русского языка и литературы – вопрос государственного значения. Направленность школьного курса русского языка не только на овладение самим языком, но и на изучение литературы, истории и культуры родной страны и мира определяет сегодня стратегические ориентиры обновления преподавания словесности в школе», – подчеркнул в своем приветствии Сергей Кравцов.
«Образность, многогранность и богатство великого русского слова привлекали не одно поколение исследователей. Изучения русского языка – это основа национальной идентичности, точка объединения всех этносов и народов, населяющих Россию. Своей ежедневной работой преподаватели словесности в разных странах содействуют повышению интереса к русскому языку и распространению объективных знаний о России», – отметил в своем приветствии Валерий Фальков.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева напомнила, что сопредседателем Общества русской словесности была Людмила Вербицкая, покинувшая нас два года назад, и благодаря ее усилиям в РАО было создано отделение словесности, успешно работающее сегодня.
В своем выступлении Ольга Васильева отметила, что в период пандемии в русском языке появились новые слова и устойчивые словосочетания – «ковидный пациент», «зум», «удаленка», и это заостряет проблему бережного отношения к русскому языку. Она предложила активнее привлекать ученых к кодификации орфографии русского языка и предостерегла от поспешных решений, которые могут негативно повлиять на культурную традицию.
Президент РАО также сказала о роли учителя в развитии личности: «Какие бы технологии не проносились над планетой, только педагог во все времена остается единственным проводником знания. Только он может помочь маленькому, взрослеющему человеку найти необходимый путь к знаниям».
«Русский язык – это великая сила, которая объединяет миллионы людей, живущих на территории нашей страны и во всем мире. Изучение русского языка и литературы – это вопрос государственного значения. Направленность школьного курса русского языка не только на овладение языком, но и на изучение литературы, истории, культуры нашей страны определяет сегодня ориентиры преподавания словесности в школе», – отметила замминистра просвещения РФ Анастасия Зырянова.
По ее мнению, словесники – это яркие, талантливые люди, любящие свою профессию. Именно им принадлежат одни из первых опытов создания учебных программ и методических руководств, первые шаги в становлении внеклассной и внешкольной работы.
Анастасия Зырянова напомнила, что Министерство просвещения РФ уделяет внимание изучению русского языка и литературы не только в школах, но и в педагогических вузах, и в ближайшее время предстоит обсуждение так называемого ядра педагогического образования. «Мы хотим, чтобы подготовка учителей-предметников, в том числе учителей русского языка и литературы, в 33 педагогических вузах, подведомственных Министерству просвещения, велась по единым принципам», – заявила замминистра.
12 и 13 ноября мероприятия Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности будут проходить в смешанном формате на площадках российских и зарубежных научных и образовательных организаций. В частности, секция, посвященная непрерывному педагогическому образованию и профессиональному росту учителя, будет организована МПГУ и РГПУ имени А.И.Герцена. В МПГУ также пройдет секция «Язык и речь в контексте современной медиакультуры».