16 марта 2019 года ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков выступил с докладом «Картина “Александр Невский” в контексте времени» перед участниками III научно-популярного фестиваля «Цифровая история», который проходил в конгресс-холле «Останкино».
В ходе работы фестиваля, продолжавшейся два дня, его гости смогли увидеть выступления реконструкторов, прослушать выступления известных публицистов, актеров, режиссеров, киноведов, историков, подискутировать с ними о прошлом и будущем страны, российского и мирового кинематографа, получить ответы на самые злободневные вопросы. Перед сотнями зрителей выступили, в частности, народный артист РСФСР, режиссер, артист, сценарист и продюсер Владимир Валентинович Меньшов, писатель и публицист Захар Прилепин, актер Федор Добронравов, блогер и публицист Дмитрий Пучков, киновед Михаил Трофименков, основатель фонда «Цифровая история» Егор Яковлев и многие другие.
Основной акцент в своем выступлении Алексей Владимирович сделал на те изменения, которые произошли в политике и идеологии Советского Союза во второй половине 30-х годов, в отношении к русской истории, к ее педагогическому, человеческому, воспитательному потенциалу, и которые оказали сильное влияние на создателей фильма «Александр Невский».
«Этот фильм, с одной стороны, отражал все ценности, свойственные тому времени, а с другой, стал свидетельством исторической прозорливости художника, который ориентируется на будущее, предвидит его, но представляет его здесь и сейчас», – сказал он. Сегодняшнее мероприятие вообще символично, отметил ректор. «Оно совпало с датой возвращения Крыма, колыбели христианства на Руси, в Россию, и 80 лет назад в широкий прокат вышел фильм «Александр Невский, а 15 марта 1941 года режиссер и два главных актера получили Сталинскую премию первой степени».
Ректор МПГУ отметил, что фильм «Александр Невский» прочно вошел в разряд киноклассики и сыграл огромную роль в пробуждении национального исторического самосознания страны в преддверии тех испытаний, которые очень скоро пришли на советскую землю. «Он стал духовной опорой народа в годы Великой Отечественной, позволив вынести всю ее тяжесть и сказать в итоге словами великого князя, святого Александра Невского «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».
Далее Алексей Владимирович рассказал об отношении к русской истории в официальной идеологии 20-х – начала 30-х годов, подчеркнув, что, в связи с этим, у фильма был нелегкий путь. «Мы могли бы оказаться в ситуации, когда национального пробуждения не было бы». Фильм вышел на экраны 1 декабря 1938 года. Ситуация в стране была непростая, однако вторая половина 30-х годов стала свидетелем настоящего поворота в историческом сознании и идеологии. До 1934 года в основе идеологии лежал интернационализм, национальное было абсолютно подменено социальным, а Россия рассматривалась как плацдарм, полигон для мировой революции. Предыдущий же период подавался как «темные века», которые, наконец, сменила светлая эпоха социализма. Очень важный тезис Ленина, сформулированный им на III съезде комсомола, о том, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», к сожалению, был забыт.
Постановление 1934 года о преподавании гражданской истории в школах, повлекшее за собой резкое развитие педагогических вузов, ознаменовало смену официальной позиции по отношению к тысячелетнему прошлому страны. «Если до этого историю в школе не изучали и, что парадоксально, значительную роль в историческом нигилизме сыграл историк Михаил Николаевич Покровский, то в 1934 году история возвращается в школы». Причины, отметил Алексей Владимирович, лежали как вовне, так и внутри страны. С одной стороны, рост агрессивности фашистских государств в Италии и Германии вызывали необходимость объединения. С другой, привычные постреволюционные, антирелигиозные и антирусские парадигмы в литературе, культуре, искусстве стали вызывать раздражение даже у высших руководителей СССР. В качестве примера ректор привел творчество поэта Демьяна Бедного, написал либретто комической оперы «Богатыри», которая была поставлена в Камерном театре им. Молотова. Он представил прошлое Руси в качестве анекдота, что вызвало разгромную критику со стороны руководства СССР и творческой интеллигенции. «А между тем, обществу необходимо было создать основу, которая заместила бы интернационализм – на повестке дня была своя, советская государственность, советский патриотизм, впитавший в себя и героические примеры прошлого». И появившееся в контексте этой, уже новой идеологии, поколение советских людей спасло мир от фашизма. Не будь его, неизвестно, как пошла бы история, сказал он.
Что касается Сергея Эйзенштейна, то 30-е годы прошли для него тоже непросто. В 1935 году он работает над фильмом «Бежин луг», в основу которых легло дело Павлика Морозова. Но картина была запрещена, Эйзенштейн ищет новую тему и находит ее. Он сам пишет сценарий к фильму об Александре Невском, работает совместно с известными историками – Тихомировым, Арциховским, Грацианским.
«Это была личная победа режиссера, который не просто обрел тему, но и выразил настроение советской страны, ее переживания, ответил, как бы мы сейчас сказали, на вызовы времени», подчеркнул Алексей Владимирович. Фильм оказал огромное влияние на подрастающее поколение, тем более что в его создании приняли участие знаменитый оператор Тиссэ и великий композитор Сергей Прокофьев, актеры Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов. «Был создан образ русских богатырей, и предков, и современников, тех ребят, которые проходили историю как историю тысячелетней державы». И в данном случае, благодаря и этому фильму, страна смогла выстоять и победить, подчеркнул он.
По окончании выступления Алексей Владимирович ответил на вопросы зрителей, а также провел дружеские беседы с участниками фестиваля, в том числе с Владимиром Валентиновичем Меньшовым.
Во встречах с организаторами и гостями фестиваля приняли также участие советник при ректорате Евгений Спицын и заместитель начальника управления международных связей Ольга Морозова.
М.А.Тимофеев