17 мая ректор МПГУ, член-корреспондент Российской Академии Образования (РАО) Алексей Владимирович Лубков выступил на Общем собрании членов Академии, в котором приняли участие более 100 российских и иностранных членов организации.
Основной темой Общего собрания, состоявшегося в Президиуме РАО, стало подведение итогов года и основные проблемы педагогического образования в России.
Вице-президент РАО Юрий Петрович Зинченко отметил эффективную работу Академии и рассказал о ее инициативах по вопросам приоритетных направлений развития исследований в сфере наук об образовании. Он также поднял вопрос о рекомендациях, сформулированных Академией в отношении объемов и направлений использования средств, предусмотренных на научные исследования в сфере наук об образовании.
Выступая в ходе дискуссии по актуальным вопросам современного педагогического образования в России, Алексей Владимирович Лубков обратил внимание участников собрания на проблемы, связанные с ролью исторической памяти, культурной преемственности, традиций и их потенциалом для решения задач образовательного и воспитательного процессов.
«Сегодня содержание высшего педагогического образования обрело необходимые рамки и учитывает внешние процессы и вызовы, которые предъявляет нам время, которые происходят и в обществе, и, разумеется, в школе», – сказал он. – “Однако в этом процессе все мы, в том числе и сидящие в зале, сталкиваемся с одной очень важной проблемой, проблемой любви к человеку и ученику”.
«Вопрос этот сформулирован так: можно ли, и если «да», то как, научить любви к ребенку. Более того, эта проблема должна быть сформулирована шире: как мы можем осмыслить, понять и принять феномен детства, если у педагога нет этого качества?»
Алексей Владимирович сделал особый акцент на роли в образовательном и воспитательном процессе историко-культурного, событийного контекста, исторической памяти и связи поколений. «На наш самый главный праздник, 9 Мая, и в различных регионах страны, и за рубежом, сотни тысяч, миллионы людей прошли в рядах «Бессмертного полка», на деле показав, как любовь к родине, нашей истории и культуре объединяет всех нас», – сказал он.
В развитии патриотизма и гражданственности, формировании российской идентичности педагогическая наука должна сыграть особую роль. «Это тот ресурс, те связи, которые мы должны осмыслить и использовать в нашей работе», -подчеркнул ректор.
По его словам, очень важен в этом процессе и историко-культурный, человеческий контекст. «Я хочу обратить ваше внимание на то, что не только текст, информация, которую мы читаем и воспринимаем, определяют наши ценности и смыслы, но и то богатейшее культурное пространство, тот контекст, который в нем заключен. Именно он определяет наши ценности и смыслы».
Алексей Владимирович отметил, что в МПГУ уделяется большое внимание к изучению содержания культурно-исторического, временнόго контекста. «У университета есть большой потенциал, который еще не раскрыт до конца и который может быть в полной мере использован в этом процессе. И система РАО, и ведущие педагогические вузы страны – МПГУ и РГПУ имени А.И. Герцена – все они являются важными факторами духовного воспитания и развития будущих педагогов».
В заключение встречи Общее собрание РАО предложило сосредоточить внимание на решении задач реализации соглашения о координации деятельности Министерства образования и науки РФ и Академии, продолжить реализацию мероприятий по обеспечению координации РАО региональных исследований в области наук об образовании и создании новых центров РАО, а также сформулировать в ближайшей перспективе предложения для Программы Фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период 2021-2030 гг.