Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Ректор МПГУ рассказал участникам IFTE-2019 о проблемах и особенностях подготовки педагогов в России

Новости МПГУ

30 мая ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков выступил на пленарном заседании Международной научно-практической конференции «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление», проходившей в рамках V Международного форума по педагогическому образованию, открывшегося накануне в Казани.

Свой доклад он посвятил современному состоянию, проблемам и перспективам педагогического образования России. Однако выступление ректора, по традиции, стало не сухим академическим выступлением со схемами и параграфами, а эмоциональным осмыслением тех глобальных проблем и вечных ценностей, без которых невозможно представить профессию Учителя.

Алексей Владимирович отметил, что современный мир, в том числе и российское общество, представляет собой пеструю палитру систем ценностей. «Они могут быть разными и у учителей в рамках одной страны и, казалось бы, единого образовательного пространства, – сказал он. – Например, ценности, которые исповедует учитель математики и учитель истории, разные». Это очевидно и закономерно, а потому развитие образовательного пространства, его модернизация неизбежно происходят и будут происходить в диалоге и дискуссиях.

При этом одной из главных задач, которую необходимо решить в этом процессе – создание коммуникаций между главными участникам процесса, учителем и учеником, на основе преподаваемого материала. «И очень хотелось бы, чтобы эта связь оставалась не только на протяжении школьных лет, но и впоследствии», – подчеркнул Алексей Владимирович.

Конечно, мировой опыт подготовки педагогических кадров, в том числе в Китае, с которым у МПГУ налажены прочные партнерские отношения необходимо учитывать при разработке собственных планов и программ, сказал ректор. «Тем более что опыт наших китайских коллег из нескольких десятков педагогических вузов этой страны, с которыми наш университет тесно сотрудничает, показывает, что это тот завтрашний день, к которому надо стремиться». При этом мы все прекрасно сознаем, что Россия остается страной, где содержательный, педагогический и дидактический аспекты ставятся во главу угла, а личность учителя – та базовая константа, которая переживает любые, даже неблагоприятные изменения и реформы.

Ректор также отметил, что предлагаемые сегодня различные теории модернизации образования, по сути, три общие составляющие. «Первая – это институционализация процесса перехода. Вторая – личность учителя и те принципы, которые он исповедует и несет на своих занятиях, поскольку модернизационные процессы могут сопровождаться самыми разными идеологическими обращениями и платформами». Третье – это контекст, который создается во время перехода в обществе. Чем успешнее проходит модернизация, тем больше сам контекст становится фактором, определяющим дальнейшую судьбу модернизации, сказал он, подтвердив данный тезис примерами из истории России.

Несмотря на учет зарубежного опыта, необходимо в процессе модернизации избежать слепого копирования, поскольку оно объективно невозможно в принципе, уверен Алексей Владимирович. «Россия – молодая страна по меркам истории, у нас исторически иная конструкция взаимоотношений между обществом, личностью и государством, чем, например, в Англии. Но при этом система подготовки педагогов, созданная в последней трети XIX века В.И.Герье, предполагала такую систему ценностей, такой большой акцент на инициативу личности, что это позволило сначала МВЖК, а потом МГПИ-МПГУ вне зависимости от общественных бурь готовить настоящих, творчески мыслящих педагогов», -сказал он.

Ректор также отметил, что сугубо технологический и технократический крен в процессе обучения на всех уровнях образования, когда есть приемы, но нет мировоззрения, необходимо заменить на междисциплинарный синтез, системно объединяющий в единое целое различные элементы профессиональной картины мира. А основой педагогического образования должна стать личность педагога, обладающего широким кругозором, эрудицией с устоявшейся системой ценностей и культурных традиций, способного активизировать собственные когнитивные возможности и возможности своих учеников.

Напомним, что V Международный форум по педагогическому образованию проходит в Казани с 29 по 31 мая. В нем принимает участие более 600 человек, в том числе представители 160 вузов России и 73 иностранных учебных заведений из более чем 30 стран.

М.А.Тимофеев

30 / 05 / 2019

Показать обсуждение