23 апреля 2019 года в знаменитой Ленинской аудитории Главного корпуса Московского педагогического государственного университета произошла необыкновенная встреча. Московский педагогический государственный университет посетил Председатель Правления Киноконцерна «Мосфильм» Карен Георгиевич Шахназаров – без преувеличения легендарный кинорежиссёр, кинопродюсер и сценарист, отмеченный за свои работы множеством премий и наград.
Во встрече с кинорежиссёром участие приняло руководство МПГУ, студенты и преподаватели разных институтов и факультетов – более 800 человек.
«Мы очень любим картины Карена Георгиевича Шахназарова о нашей стране, народе, о молодости и зрелости, о людях. Мы на них росли. Карен Георгиевич снимал здание нашего университета в своих замечательных фильмах и сохранил его в памяти многих поколений, и уже только за это мы должны быть ему признательны», – такими словами открыл встречу ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков.
Затем участникам встречи были продемонстрированы фрагменты из фильмов кинорежиссера «Мы из джаза», «Курьер», «Исчезнувшая империя», съемки которых проходили в Главном корпусе МПГУ.
«Я поражен и взволнован, для меня это большая честь – встречаться с вами. Университет сыграл большую роль – три раза я снимал в этом потрясающем здании картины. Надеюсь, Бог даст мне еще что-нибудь здесь снять», – сказал К.Г. Шахназаров и предложил перейти сразу к вопросам.
Модератором встречи выступил историк, советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын.
В рамках плодотворной и живой беседы были обсуждены самые разные вопросы. У К.Г. Шахназарова интересовались, какие фильмы произвели на него впечатление, как он оценивает советский кинематограф и современное российское кино, почему он выбирал здание университета для съёмок. Аудитория интересовалась особенностями срежиссированных им фильмов и личным отношением к вопросам кино, с которыми сталкивается каждый режиссёр.
Карен Георгиевич рассказал несколько интересных историй, которые случались во время съемок фильмов.
«Фильм «Зимний вечер в Гаграх» делался довольно странно. На «Мы из джаза» у нас работал репетитором отставной танцовщик – даже не хореограф, просто помогал актерам учить степ. Довольно пьющий, видимо, но очень обаятельный. Мы почти его не знали; может быть, встречали несколько раз, но бывают люди, которые в памяти зацепляются, в нем был какой-то стержень. Так случилось, что во время съемок фильма он умер. Когда мы закончили фильм, почему-то мы с моим соавтором Сашей Бородянским решили попробовать «сконструировать» его жизнь: какая у него биография была, чем он жил. И мы придумали историю, которая стала потом сценарием «Зимнего вечера в Гаграх». Картина вышла на экран, и вдруг мне домой звонит молодая женщина и говорит: «Вы сделали фильм про моего отца. К сожалению, он скончался. Я смотрела фильм и не понимала, откуда Вы все это знаете – это история моего отца, как будто живого». Я поблагодарил и спросил ее, кто был ее отец. Она ответила, что Быстров, он был танцовщик. Это была его дочь; она не знала, что он работал с нами, и что из-за него мы сделали эту картину. Должен сказать, ради таких историй стоит снимать кино».
Хочется выразить огромную благодарность Карену Георгиевичу за интересную и продуктивную беседу. Мы надеемся вновь увидеть выдающегося кинорежиссёра в университетских стенах, которые давно уже стали для него родными.
Тимофей Красанов,
студент 4 курса Института истории и политики