26 августа 2024 года в 12:00 в медиацентре «Российской газеты» прошёл круглый стол с ректорами ведущих российских университетов — участников пилотного проекта по переходу на новую систему высшего образования. Они рассказали о том, как прошел первый год «пилота», с какими сложностями столкнулись и каких абитуриентов взяли на новые программы. А еще — о том, нужно ли менять Единый госэкзамен, и если да, то как.
Алексей Лубков, ректор МПГУ:
— В свое время я был противником ЕГЭ, а сейчас я противник радикальных мер в виде отказа от Единого. Меня, как и многих моих коллег, не устраивает существующий общий подход к ЕГЭ по гуманитарным предметам. Мы не видим человека. Это неправильно. Здесь много тонких моментов, а вместе с тем это должен быть единый экзамен для всех. Так что обсуждение необходимо продолжать. И конечно, нужно не закрывать глаза на то, что имея с ЕГЭ шанс поступить в любой вуз, дети выбирают центральные университеты и уезжают из регионов. Тем самым оголяя их. Эту проблему тоже нужно видеть.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС:
— ЕГЭ как механизм проверки знаний, полученных в школе, необходимо оставить. Он дает возможность выбора вуза для школьников из разных регионов нашей страны. Иногда университеты сталкиваются с тем, что молодой человек, который учился на одни пятерки, вдруг не сдал экзамен. Даже мы, взрослые, бываем в разных ресурсных состояниях и не всегда можем показать лучший результат по психологическим, эмоциональным причинам. Что говорить о школьниках, для которых экзамен — всегда стресс. На мой взгляд, необходимо дать больше возможностей молодым людям в таких ситуациях подтвердить свои знания. И сегодня у школьников есть возможность повторно сдать экзамен, но после нее можно выбрать только последний результат, даже если первый — выше. Думаю, можно дать школьникам возможность выбора.
Максим Демин, и.о. ректора БФУ им. Канта:
— Никаких радикальных изменений нам сейчас, конечно, не нужно. Но вот что волнует: хочется привлекать в вуз не только ребят с классными энциклопедическими знаниями, но и склонных к исследовательской деятельности. А вот как это выявить через ЕГЭ — пока не очень понятно. Не хочется думать о том, что нужен дополнительный какой-то экзамен или собеседование. Хочется «зацепить» это через ЕГЭ. Возможно, через включение в экзаменационные материалы каких-то практических заданий, экспериментов.
Михаил Погосян, ректор МАИ:
— Система ЕГЭ себя оправдывает. Но любой механизм совершенствуется, и ЕГЭ не исключение. Главное — мы все заинтересованы в том, чтобы Единый госэкзамен не превращался в испытание нервной системы наших школьников.
Рособрнадзор начал большое общественное обсуждение изменений в Единый госэкзамен. Более 900 предложений по совершенствованию государственной итоговой аттестации! Теперь в течение пяти дней — до 30 августа — эксперты, учителя, родители и даже блогеры будут обсуждать, каким же быть ЕГЭ. Да и быть ли вообще — ведь в Госдуму уже внесен законопроект об отмене Единого, первое рассмотрение запланировано на октябрь.
Пилотный проект стартовал в 2023 году по поручению президента. Суть нового подхода к системе высшего образования — более гибкие сроки обучения, вариативность программ, больше практики и уход от принципов Болонской системы. Вместо бакалавриата абитуриенты поступают на программы базового высшего образования с возможностью продолжить обучение на уровне специализированного высшего образования (аналог магистратуры) и далее — в аспирантуре.
https://rg.ru/2024/08/26/rektory-vedushchih-vuzov-rasskazali-rg-chto-nuzhno-meniat-v-ege.html
Фото: «Российская газета» и Пресс-служба МПГУ








