Форум «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества» стал одним из наиболее знаковых событий, направленных на укрепление единого образовательного пространства России в контексте поиска и разработки новых подходов к его дальнейшему развитию.
За два дня на форуме выступило 100 спикеров, работало 10 модераторов и более четырех тысяч участников, от которых прозвучали слова благодарности в адрес МПГУ, РАО, Минпросвещения, педуниверситетов, проявивших неравнодушие и организовавших эффективную совместную работу. Одновременно было зафиксировано 1500 просмотров в Youtube. Участники форума единогласно сошлись на том, что система образования страны выиграет от коллаборации педвузов.
– Болонская система образования в российской педагогике не работает потому, что не решает задач наших школ. Мы должны вернуться к специалитету при подготовке учителя. Переход педвузов в подчинение Минпросвещения – основание системной работы по использованию потенциала педагогических университетов для развития общего и педагогического образования. Теперь, у каждого университета с собственной программой развития будет возможность напрямую включаться в работу над задачей, поставленной президентом по вхождению России в десятку лучших стран мира по качеству школьного образования. Работа двух дней форума показала, что, объединив усилия, транслируя инновационный опыт и опираясь на традиции, мы можем выстроить подвижную, динамичную систему педагогического образования, которая будет отвечать требованиям времени и его новым вызовам, – прокомментировал ректор МПГУ Алексей Лубков завершение форума.
Подводя итоги форума, директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения Андрей Милехин выразил благодарность организаторам, технической службе МПГУ за оперативное вмешательство по предотвращению хакерских атак, которые были совершены за время проведения форума.
– Мы почувствовали себя одной командой, в том числе и в ключе атак недоброжелателей, – прокомментировал спикер.
Ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета Евгений Дрожкин считает, что кроме обращения к проблемам общей школы, надо уделять повышенное внимание преподавателям ссузов и отраслевых центров обучения.
– Это не образование вообще, а образование, в процессе которого человек становится профессионалом. Компетенции необходимо сформировать в аудиториях и лабораториях, и педагогически обеспечить. Поэтому педагоги профессиональных образовательных организаций не менее значимы, чем школьные учителя, – полагает Евгений Дрожкин.
И.о.директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Наталья Алтыникова отметила:
– Постановка вопросов выходит на новый уровень: чему учить, как учить, зачем учить? Мы рассмотрели возможности и риски цифрового образования, продумали вопросы создания учебников с дополненной реальностью для школ и университетов. Особое внимание мы уделили дошкольному образованию, использованию электронного обучения на дошкольном уровне. Оказалось, что и ресурсов для дошкольного образования онлайн у нас нет. Не только должны появиться новые разделы дидактики, но и во всех дисциплинах должны появиться разделы о цифровых технологиях.
Андрей Макаренко, ректор Томского государственного педагогического университета по итогу форума выделил следующие проблемные вопросы в системе педагогического образования: 1) отсутствие коллаборации; вопрос важен, как внутри региона, так и между регионами; 2) возникают новые виды педагогического действия, которые важно правильно и эффективно продвигать в информационном пространстве. Для этого нужна общая информационная площадка университетов.
Форум показал, что в регионах наработано много полезных практик и эксперты щедро обменивались опытом: была представлена информационная система «Педагогические кадры Новосибирской области». Красноярский педагогический университет представил свой опыт педагогической интернатуры. УлГПУ поделился наработками по сопровождению молодых педагогов. Десять университетов представили опыт работы с сельской школой.
Ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев особо отметил интересный опыт коллег из ЯрослГПУ, ЧувГПУ, Алтайского педагогического университета, центра непрерывного образования, созданного на базе УрГПУ, системы по управлению рисками региональной системы образования от РГПУ. Также ректор НГПУ считает, что целевое образование – механизм, требующий доводки на федеральном законодательном уровне.
Александр Калинин, директор Волгоградского социально-педагогического колледжа, председатель федерального учебно-методического объединения «Образование и педагогические науки» утверждает, что стандарты среднего профессионального и высшего образования нуждаются в дальнейшей оптимизации, за которой последует реализация сетевых проектов в формате устойчивых кластеров, объединяющих организации разных видов и типов.
Участники отмечали, что форум можно рассматривать как точку запуска для продолжения необходимых дискуссий.
О необходимости междисциплинарной интеграции высказалась заместитель ректора по развитию сотрудничества в области педагогического образования РГПУ им. А. И. Герцена Ирина Кондракова:
– Необходимо сетевое, кластерное взаимодействие вуза со школами и предприятиями, – считает эксперт.
Ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского Михаил Груздев также поддерживает данный тезис:
– Сегодня реальной системы непрерывного педагогического образования в полном виде нет. Мы не видим механизмов преемственности на разных этапах. Нам необходимо понять миссию, самоценность педобразования сегодня! Нам нужно найти в компетентностной парадигме то, чему надо учить в школе.
Особое внимание было посвящено вопросам популяризации профессии учителя; возрождению педагогических классов в старшей школе; сетевых объединений олимпиадной, проектной и педагогической деятельности.
И.о. проректора по воспитательной и социальной работе МГППУ, руководитель Центра экстренной психологической помощи Олеся Вихристюк подняла ещё одну проблему современной школы – психологическая безопасность, знание основ нейропсихологии, особенно педагогов младших классов; необходимость программ психологического сопровождения детей, сталкивающихся с разными трудностями в обучении.
В рамках секции «Педагогический университет – сельской школе: возможности и перспективы», под руководством ректора Набережночелнинского государственного педагогического университета Альфинур Галиакберовой размышляли о моделях взаимодействия сельских школ с педвузом, о создании базовых кафедр в сельских школах, главной задачей которых будет соединение теории и практики.
Материалы форума будут доступны на сайте mpgu.su.