27 августа в 11 «лосевской» аудитории главного корпуса ректор МПГУ доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков открыл собрание трудового коллектива Института филологии.
Ректор поздравил Алевтину Дмитриевну Дейкину с присуждением ей звания Почетного профессора МПГУ, отметив значительный вклад юбиляра в развитие методики преподавания русского языка, поддержание высокого уровня преподавания русского языка в России и за ее пределами.
А.В.Лубков сказал, что одна из насущных задачах МПГУ в преддверии учебного года как раз и связана с продвижением образования на русском и обучения русскому языку в странах ближнего зарубежья. Так, Институт филологии запускает совместный образовательный проект с Ташкентским педагогическим университетом (Узбекистан) – четырехлетнюю образовательную программу «Русский язык» по направлению «Педагогическое образование», которую будет реализовывать преподаватели «филфака». Разрабатываются устойчивые модели дистанционного обучения иностранных студентов по дисциплинам учебного плана,- и в этом смысле большая задача стоит также перед Институтом цифрового образования.
Значительный вклад в развитие международных связей вносят, прежде всего, две «филфаковские» кафедры: кафедра русского языка как иностранного в профессиональном обучении и кафедра довузовского обучения русскому языку.
Одна из важнейших задач – формирование гражданской позиции студентов, воспитание патриотизма и профессиональной ответственности. Коллектив Института филологии славно поработал в прошлом году, результаты нового набора – подтверждение этому.
В ответном слове директор Института филологии, доктор филологических наук Е.Г.Чернышева сказала, что высокие результаты поступления новых студентов (276 проходной балл по профилю «Русский язык и Литература», большой набор внебюджетных студентов) – свидетельство высокой репутации преподавателей, сотрудников Института и всего университета. А безусловным гарантом и знаком этой репутации выступает наш ректор, Алексей Владимирович Лубков.
В выступлении Е.Г.Чернышевой об итогах работы за прошлый учебный год и перспективах года грядущего отмечались важнейшие «силовые линии» Института филологии.
Одна из них – повышение качества обучения студентов, которое зависит от многих факторов: учебно-методической базы, постоянного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, реализации научных направлений, развития материальной инфраструктуры и др.
Новацией учебного процесса стала выездная археографическая практика в Церковном историко-археологическом музее при Свято-Троицком Ипатьевском монастыре в Костроме, где студенты работали с летописями, знакомились с местной историей и фольклором. Студенты 2 курса успешно прошли учебную практику в лучших издательствах Москвы. Вожатская практика с ее широкой географией впервые состоялась в рамках реализации учебного плана и была, по словам студентов, очень интересной.
В прошедшем учебном году Институт филологии освоил новый аудиторный фонд на ул. Усачева, 64. Там же открыт Центр русского языка и культуры им А.Ф. Лосева. Центр уже в первый год своего существования задавал новые направления культурно-просветительской и научной деятельности Института. Лабораторией междисциплинарных филологических проектов также проводились мероприятия, собиравшие в Институте филологии школьников, студентов, преподавателей и научных сотрудников России.
Кафедрами Института филологии в прошлом учебном году было проведено свыше 30 научных мероприятий, среди них 28 международных и всероссийских конференций. Ученые 10 кафедр Института включены в научную деятельность в рамках национального проекта «Наука». Ими было опубликовано 9 монографий, 518 статей (184 входят в перечень ВАК РФ, в международных наукометрических базах Scopus и Web of Science индексировано 25 статей). Преподаватели кафедр Института филологии принимали участие в различных научных конкурсах, стали их лауреатами и дипломантами, выполняли исследовательские проекты по грантам РФФИ, фонда «Русский мир». Продолжают деятельность 4 диссертационных совета, возглавляемые видными учеными Института филологии.
Студентами и аспирантами Института филологии было опубликовано 109 статей, в том числе 7 статей в зарубежных изданиях. 22 студента получили медали, дипломы на всероссийских и вузовских конкурсах научных работ. Два сборника студенческих научных работ были выпущены в рамках работы Центра русского языка и культуры им. А.Ф.Лосева.
В 2018-2019 учебном году в Институте филологии было реализовано 8 программ профессиональной переподготовки, 4 программы повышения квалификации. Кроме того, успешно осуществлен проект внутривузовского повышения квалификации преподавателей по программе «Современные технологии преподавания дисциплины “Речевые практики”».
В области международной деятельности Институт филологии реализует совместные образовательные программы не только с Ташкентским педагогическим государственным университетом (Узбекистан), но и Хэбэйским университетом иностранных языков (КНР), участвует в подготовке специалистов Московского института искусств в Вэйнаньском педагогическом университете (КНР). Ставшие традиционными Летние школы для китайских студентов – еще одна сторона международной деятельности Института филологии. Участие в проектах Россотрудничества ознаменовано в прошедшем году не только методическими школами для преподавателей русского языка в Сирии, Ливане, Дании, Бельгии и Польше, но и участием четырех магистрантов ИФ в программе «Магистры русского языка» в Финляндии, Болгарии и Армении. Международные олимпиады, в том числе – олимпиада для бакалавров, изучающих русский и китайский языки, «Едем в Пекин», участие в проектах «Erasmus+» – вот далеко не полный перечень международных проектов и событий
В области воспитательной работы помимо проектов Лаборатории студенческих инициатив стали традиционными арт-проект «Лента памяти», посвященная Дню победы, театральная студия «Окна», поэтическая студия «ОПОЯЗ-2», студенческий рукописный журнал «Пара».
В выступлении проректора по учебно-методической работе, доктора филологических наук Л.А.Трубиной отмечалась важность системной и целенаправленной подготовки к государственной аккредитации.
После собрания преподавателей состоялись заседания кафедр Института филологии.