27 ноября 2024 года состоялось подписание Положения о Белорусско-российском ресурсном центре по научно-методическому сопровождению деятельности профильных классов педагогической направленности. Со стороны России Положение подписали ректор Московского педагогического государственного университета, доктор исторических наук, профессор, академик РАО Алексей Лубков и ректор Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого, кандидат политических наук, доцент Константин Подрезов. С белорусской стороны – ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор педагогических наук, профессор Александр Жук.
Руководители трех ведущих педагогических университетов двух стран подписали это Положение по поручению Министра просвещения Российской Федерации Сергей Кравцова и Министра образования Республики Беларусь Андрея Иванца.
Подписанию предшествовали выступления руководства Министерства просвещения РФ и Министерства образования РБ и руководителей трех педуниверситетов, посвященных преимущественно результатам предшествующей работы по профилизации педагогического образования и перспектив, возникающих после создания ресурсного центра, который будет способствовать обмену опытом и внедрению новых образовательных технологий в обеих странах.
Первым к участникам мероприятия обратился заместитель Министра образования Республики Беларусь Александр Кадлубай, который отметил важность создания ресурсного центра как платформы для поддержки профильных классов и обмена лучшими практиками между Беларусью и Россией. Александр Кадлубай напомнил, что в Республике создана уникальная, практически десятилетняя система поиска, отбора и привлечения мотивированных и имеющих осознанный и устойчивый интерес к педагогической деятельности абитуриентов. Созданная система поддерживается на государственном уровне и является достаточно эффективной. В текущем учебном году в Беларуси состоялся десятый набор профильных классов педагогической направленности. За эти годы количество педагогических классов в стране увеличилось в 8 раз.
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Ольга Колударова в своем приветственном слове подчеркнула, что центр сыграет ключевую роль в реализации новых проектов и обмене опытом, что особенно важно для совершенствования образовательного процесса:
«Создание такого центра – важный шаг в укреплении нашего образовательного сотрудничества. Он станет не только платформой для обмена опытом, но и инструментом для внедрения новых образовательных технологий, совершенствования методик преподавания, реализации перспективных проектов в области педагогического образования. Ресурсный центр объединил усилия ведущих педагогических университетов наших стран. Основные это у нас Московский педагогический государственный университет, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка и Тульский государственный педагогический университет имени Льва Толстого. За прошедший год уже было проведено 10 круглых столов, была разработана организационная модель центра, а также началась апробация его информационной платформы».
Ольга Колударова подчеркнула, что только в тесном взаимодействии студентов и школьников, учителей, наставников заложена основа для формирования профессионалов, которые обладают глубокими нравственными принципами и патриотической позицией. И что российская сторона с удовольствием воспользуемся опытом Республики Беларусь по созданию и функционированию профильных классов.
Вслед за руководством профильных министерств двух стран модератор мероприятия Александр Жук предоставил слово ректору МПГУ академику РАО Алексею Лубкову. Ректор Московского педуниверситета в своем приветствии отметил, что «с момента подписания этих документов мы переводим наши неформальные отношения в официальные рамки, и нам есть, чему друг у друга поучиться. У нас с вами общий опыт. В 80-е годы у нас активно работала и школа будущего учителя, и педагогические классы были и в московских школах, и по всей стране. А потом, к сожалению, работа в этом направлении прекратилась. И слава Богу, что в Республике Беларусь многие традиции советской школы были сохранены. Очень важно, что профильные педагогические классы сохранились. У вас в этом отношении более богатая история. А мы по инициативе министра просвещения РФ Сергея Сергеевича Кравцова системно ведем эту работу последние три года».
И задача впереди у нас амбициозная, подчеркнул Алексей Лубков, – мы хотим сделать пять тысяч педагогических классов. Но чтобы не просто туда набирать старшеклассников, а собирать и воспитывать в них мотивированных юношей и девушек, решивших идти в педвузы. Чтобы они видели и проблемы, но в то же время и в перспективе – и счастье стать педагогом. И для них это самая знакомая профессия: мы учим их, а они учат нас.
В заключении своего выступления ректор МПГУ Алексей Лубков поздравил белорусских коллег и друзей с юбилеем, 110-летием со дня образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. И сказал, что для него большая честь быть почетным профессором главного белорусского педагогического университета.
Взявший слово вслед за Алексеем Лубковым ректор Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого Константин Подрезов сказал, что с подписанием документов начинается новый этап реализации нашего совместного проекта. И даже не проекта, а постоянно действующего процесса, поскольку проект имеет свойство заканчиваться, но не хотелось бы, чтобы наша совместная работа когда-то завершилась. Данный проект – это большие возможности для нашего университета и – большие вызовы выстраивания взаимоотношений со школами-партнерами и вузами-партнерами.
Ректор БГПУ Александр Жук констатировал, что работа, которая была проведена, позволила нам выйти на этот документ, который сегодня подписывается. Как сформулировал представитель белорусской стороны, документ «определяет основные задачи деятельности центра, среди которых я бы выделил четыре главных. Во-первых, это совершенствование научно-методического обеспечения, деятельности педагогических классов (или психолого-педагогических) классов. Это обеспечение информационной и консультационной поддержки всех субъектов педагогической профилизации, прежде всего школ и других учреждений. Это организация обучения и взаимообучение субъектов, профилизации, включая педагогов, руководителей школ и, конечно же, самих учащихся. И, наконец, это наша работа по содействию открытию и развитию сети профильных классов педагогической направленности в нашей Республике и в Российской Федерации».
Все участники совещания и церемонии подписания были единодушны в том, что подписание документа о создании ресурсного центра будет началом новой эры в педагогическом образовании, подчеркнув важность формирования условий для качественной подготовки будущих кадров в обеих странах. В ходе мероприятия были оговорены основные задачи центра, включая обмен информацией, организацию обучения и поддержку открытия новых профильных классов. В целом, встреча продемонстрировала готовность обеих сторон к активному сотрудничеству в педагогическом образовании и созданию эффективного механизма для подготовки квалифицированных педагогов.