10 октября 2023 года состоялось деканское совещание, посвященное вопросам участия Университета в федеральном пилотном проекте по совершенствованию системы высшего образования.
Открывая совещание, ректор Университета Алексей Владимирович Лубков от имени Министерства просвещения России вручил благодарственные письма за значительный вклад в развитие высшего педагогического образования проректору по учебно-методической работе, начальнику Учебно-методического управления Екатерине Александровне Балабаевой, заместителю начальника УМУ Алле Ивановне Акимовой, начальнику отдела качества образования УМУ Елене Александровне Бирюковой.
Пилотный проект – одно из главных направлений деятельности университета на ближайшие три года, участие в нем имеет значение для всей системы высшего образования, – подчеркнула в начале своего выступления Людмила Александровна Трубина, советник при ректорате МПГУ. Людмила Александровна обратила внимание на преемственную связь пилотного проекта с тем, что делал университет ранее в области развития педагогического образования: реализация программ педагогического бакалавриата по двум профилям подготовки, разработка концепции Ядра высшего педагогического образования, Ядра специального (дефектологического) образования.
Изменения системы высшего образования призваны сформировать его новую структуру (введение базового высшего образования вместо уровня бакалавриата, выделение уровня специализированного высшего образования) с дифференцированными сроками освоения образовательных программ. Но прежде всего должно поменяться содержание образования, методология. В центре формирования содержания педагогического образования – ценностно-смысловой подход, ориентация на российские национальные ценности, на решение задач, стоящих перед современной школой. Л.А. Трубина отметила, что характерная для отечественного образования фундаментальность должна преломляться через деятельностный подход. Программы пилотного проекта должны быть ориентированы на возможность реализации различных траекторий подготовки учителей как для малокомплектных сельских школ, так и для школ с углубленным изучением предметов. Это потребует разработки новых методик, новых педагогических технологий.
Екатерина Александровна Балабаева, проректор по учебно-методической работе, обратила внимание участников совещания на критерии эффективности, по которым будут оцениваться пилотные программы, подчеркнув при этом необходимость усиления профориентационной работы, привлечения наиболее подготовленных абитуриентов с высоким уровнем мотивации. Назрела необходимость внедрения новых формы реализации практической подготовки на площадках работодателей, включая проведение различного рода занятий, государственной итоговой аттестации, вовлеченность работодателей в формирование образовательной программы, изучение уровня удовлетворенности обучающихся образовательной программой.
Проректором были поставлены задачи, требующие решения в ближайшей перспективе: формирование модели специализированного высшего образования, различных траекторий развития магистратуры в зависимости от специфики программ, разработка образовательных стандартов с последующим проведением независимой профессиональной экспертизы.
Алексей Владимирович Лубков, ректор МПГУ, резюмируя выступления докладчиков, подчеркнул, что МПГУ – университет, который отвечает не только за реализацию новаторских проектов, но и за развитие педагогического образования в целом. Мы видим возможности нашего потенциала, развития наших кафедр, но, чтобы оставаться лидерами, нужно постоянно делиться своим видением перспектив развития, транслировать свой опыт и разработки. Важно быть услышанными другими вузами, и не только педагогическими, выстраивать систему работы методического сопровождения и взаимодействия с региональными вузами.
В продолжение обсуждения вопросов участия МПГУ в пилотном проекте опытом разработки образовательных программ поделились руководители учебных подразделений С.В. Лозовенко, Т.Н. Сахарова, А.А. Алмазова.
Директор Института физики, технологии и информационных систем Сергей Владимирович Лозовенко отметил, что при разработке образовательной программы базового высшего образования Физика и Информатика были предусмотрены существенные изменения содержательного характера, ориентация на современные методы и технологии, интерактивные формы с использованием ресурсов отечественного производства, лабораторий Технопарка и Педагогического кванториума.
Новыми подходами к подготовке педагогов-психологов в рамках реализации программ базового высшего образования поделилась Татьяна Николаевна Сахарова, директор Института педагогики и психологии. Перспективными представляются программы, разработанные по нескольким направлениям: психолого-педагогического и педагогического, психолого-педагогического и специального (дефектологического) образования. Это даст возможность выпускнику получить несколько квалификаций, расширив сферу профессиональной деятельности.
Анна Алексеевна Алмазова, директор Института детства, рассказала о широком обсуждении в профессиональной среде проекта Ядра высшего специального (дефектологического) образования, которое будет трансформировано и реализовано в пилотном проекте по подготовке педагогов-дефектологов. Участие в проекте дает возможность одновременного получения нескольких квалификаций при сохранении лучших практик, имеющихся в сфере подготовки дефектологов.
В завершение совещания Екатерина Александровна Балабаева, проректор по учебно-методической работе, подвела итоги обсуждения, сделав акцент на расширении в 2024 году участия МПГУ в пилотном проекте, важности качественного изменения содержания образования.
Материалы совещания направлены членам деканского совещания и заведующим кафедрами.
Учебно-методическое управление