20 февраля Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета открыл серию научных семинаров «Методология современного образования».
В рамках семинаров предполагается рассматривать вопросы методологии современного образования, направления и пути его развития, содержания образования, экономики и управления образованием на всех уровнях. Руководители семинара – профессор Алексей Лубков, профессор Виктор Дронов, профессор Александр Киселев, профессор Сергей Каракозов, профессор Марк Мусарский. Ученый секретарь семинара – Мария Гончар.
Проблематика обсуждений будет затрагивать:
- обновление содержания образования и образовательных технологий;
- прогнозирование тенденций развития образования;
- требования к образовательным результатам, процедуры их формирования и оценки;
- социально-экономические эффекты образования, факторы влияния и механизмы управления ими и др.
В данном научном семинаре принял участие член Попечительского совета МПГУ, председатель Профсоюза работников телевидения России Кирилл Нестеров. Первый доклад представил первый проректор МПГУ, академик Российской академии образования профессор Виктор Дронов «Эволюция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в России: долгий поиск национальной модели». С презентацией к докладу можно ознакомиться здесь.
Ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО Алексей Лубков выступил с приветственной речью:
– С инициативой создания такого семинара мы с Виктором Павловичем Дроновым выступали давно, но до непосредственной организации у нас не дошло. Я благодарен Марку Михайловичу Мусарскому и Сергею Дмитриевичу Каракозову за то, что они взяли на себя миссию запуска этого проекта. Сегодня с первым важным докладом для профессионального академического сообщества будет тема, посвященная ФГОСам, с которой любезно согласился выступить первый проректор Дронов, он имеет прямое отношение к заявленной теме и глубоко в нее погружен. И мы считаем, что нужно вернуться к истории вопроса, чтобы правильно его представлять.
Первый проректор МПГУ, доктор географических наук, академик-секретарь общего образования РАО Виктор Дронов выступил с докладом «Эволюция Федеральных государственных стандартов общего образования в России: долгий поиск национальной модели».
– Поскольку я участвовал во всех вариантах подготовки стандартов, начиная с первых проектов, у меня накопились определенные соображения и есть позиция, с которыми я хотел бы вас сегодня познакомить. Сразу хочу сказать, что история моего участия в этом вопросе довольно длительная и я избавлен от позиции «не трогайте мою нетленку». Я постарался с научных позиций проанализировать то, что уже было сделано, а ваше право – разделять мои взгляды, или опровергнуть их.
Виктор Дронов рассказал о долгом поиске национальной модели. Анализ отечественной и зарубежной образовательной практики свидетельствует о нарастании роли стандартизации образования как одной из доминирующих мировых тенденций. Однако, единообразный «мировой уровень» в этом процессе отсутствует, а стандартизация образования и образовательный стандарт как особого рода документ не образуют безальтернативной связки.
В России 25 лет тому назад понятию «федеральные государственные образовательные стандарты» придан высокий официальный статус, зафиксированный в высшем законодательном документе страны. В п. 5 статьи 43 Конституции РФ, принятой 12.12.1993, записано: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты…». За это время в стране было предпринято несколько попыток создания ФГОС общего образования, и только последняя завершилась их внедрением в полном соответствии с требуемыми административными регламентами. Хотя общественная и профессиональная дискуссия по поводу разработки и внедрения ФГОС приобрела перманентный характер, за прошедшее время ни отечественной системе управления образованием, ни образовательному сообществу, ни общественности не удалось достичь устойчивого консенсуса по основным основополагающим вопросам образовательной стандартизации. Амплитуда методологических, методических и содержательных подходов в документах, созданных в разное время в рамках различных конкурсов и проектов, направленных на разработку и совершенствование вариантов стандартов, очень широка, а коренная смена основополагающих образовательных ориентиров пугающе часта и практически одномоментна. Это актуализирует необходимость анализа методологических постулатов построения системы стандартизации общего образования в стране, особенно в условиях нарастающего процесса цифровизации общества.
В отечественной системе образования роль стандартизирующих документов выполняла связка «базисный учебный план – программа учебного предмета». В 1993 г. без должного обоснования и анализа степени готовности системы ей был навязан совершенной иной поход, сформировавшийся в иных условиях и традициях.
– Сейчас уже достаточно очевидно, что «навязываемые модели развития (будь то экономика или образование), не адаптированные к условиям страны, чаще всего приводят к прямо противоположным результатам. Общие идеальные (теоретические) модели необходимым образом должны корректироваться конкретными социокультурными условиями, что позволяет обеспечивать устойчивость и своеобразие системы, и ее сопротивление «растворению» в иной культуре. Внедрение в отечественную образовательную систему нового для нее термина «стандарт образования» стало опасной и долговременной терминологической ловушкой, из которой она не может выбраться до сих пор, – сообщает Виктор Дронов.
В стандартизации отечественного образования один из центральных и до сих пор не решенных вопросов – вопрос о терминологии, четкости и однозначности дефиниций, их понятности для всех участников образовательного процесса. В этом отношении и при разработке ФГОС, и при его внедрении допущено значительное количество огрехов, а издержки этих недоработок сказываются и сейчас, убежден автор доклада.
Виктор Дронов условно объединил в две большие группы наиболее часто применяемые критерии стандартизации. Первая группа определяет уровень детализации освоения требований стандарта: минимальный, средний и максимальный. Вторая, более развернутая группа характеризует основные аспекты системы образования, повергаемые процессу стандартизации. Чаще всего это: содержание образования, уровень достижений, различного рода требования к результатам и организации образовательной деятельности (процессы условия, успеваемость) и т.д. Очевидно, что каждый из перечисленных аспектов также может по-разному интерпретироваться и подвергаться внутренней декомпозиции. Например, содержание образования может задаваться через различные подходы (ЗУНы, компетенции, система оценивания и пр.).
Кроме того, в ходе стандартизации могут применяться и другие критерии: институциональный уровень стандарта (общегосударственный, региональный и пр.), степень жесткости применения (обязательный, рекомендательный и т.д.). «Стандарт» и близкие к нему по функциям документы разрабатываются по совокупности признаков и их набор от страны к стране может очень сильно различаться. Поэтому исходное определение типа разрабатываемого стандарта, по сути дела – закладка всей несущей конструкции будущего документа, определяющая его итоговый вид, убежден автор доклада.
Так же Виктор Дронов отмечает, что стандарт 2004 года во многом остался стандартом содержания, хотя и определял его как обязательный минимум. Так называемые требования действующих ФГОС носят рамочный характер, что осложняет работу образовательных организаций. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования с учетом общих требований ФГОС и специфики содержания предметных областей и входящих в их состав учебных предметов, описаны предельно кратко и обобщенно, не в формате определенных и обязательных для реализации требований, а в стиле достаточно абстрактных по своей форме пожеланий. Они не могут служить основой не только для осуществления реальной деятельности учителя, но и содержательным ядром, регламентирующим разработку примерных основных образовательных программ.
Поскольку примерная основная образовательная программа сама по себе не является нормативным документом и её положения носят рекомендательный характер, возникает кумулятивный негативный эффект содержательной неопределенности образовательного процесса. Отсутствие четких единых содержательных ориентиров осложняет разработку и экспертизу на соответствие требованиям ФГОС современного учебно-методического обеспечения, подготовку валидных контрольно-измерительных инструментов для проверки уровня достижения планируемых результатов, не позволяет в полной мере учитывать возрастные психологические и физиологические особенности детей разного возраста.
Поэтому, говорит спикер в своем сообщении, пункт 5 перечня поручений по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» Министерству образования и науки Российской Федерации: «в целях обеспечения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации определить в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования базовое содержание обязательной части основных образовательных программ, в том числе по отдельным учебным предметам», – это важнейшая политическая, социально-экономическая, методологическая задача, которая до сих пор не решена.
Сообщение «Федеральные государственные образовательные стандарты: взгляд автора учебников и школьного учителя» по теме доклада представила заведующая кафедрой теории и методики обучения математике и информатике, доктор педагогических наук Людмила Босова (с презентацией можно ознакомиться здесь).
Профессор Академии социального управления, доктор педагогических наук Григорий Корнетов также представил сообщение по теме доклада.
Подвел итог семинара проректор МПГУ, доктор педагогических наук, профессор Сергей Каракозов. Он поблагодарил за доклад Виктора Дронова и напомнил слова Екатерины Великой о том, что образование – это средство сохранения единства нации. По его мнению, стандарт образования – то, что позволяет это единство выстраивать.
Заседания семинара будут проходить каждый третий четверг месяца с 15 до 17 часов в зале заседаний Ученого совета МПГУ (Москва, ул. М. Пироговская, дом 1, строение 1, ауд. 209, м. Фрунзенская). Следующие семинары серии «Методология современного образования» состоятся:
19 марта 2020 года – основной докладчик Георгий Корнетов;
16 апреля 2020 года – основной докладчик Евгений Ямбург.