По данным министерства просвещения, в начале 2024/2025 учебного года в России не хватало около 1,8 процента учителей.
Без малого 2 процента пустых мест у доски – на первый взгляд, немного. Но переведем проценты в числа – получится уже 18 791 вакансия. Дефицит, в каких бы величинах он ни измерялся, есть дефицит.
Больше всего не хватает учителей математики, физики, информатики, химии и биологии. Известны случаи, когда физику преподавал учитель физкультуры, а математику – биолог. Чаще всего такая “многозадачность” встречается в сельских школах. Основная педагогическая яма – там.
Что делать? Ответ известен: нужны хорошие зарплаты. И с 2027 года Минпросвещения планирует запустить новую систему оплаты труда: зарплата будет состоять из базовой части (70%) и стимулирующих выплат (30%). Но 2027 год “за горами”, а кадры нужны сейчас.
Выход есть – пустить в школу студентов-старшекурсников, причем не только тех, кто учится на педагогических направлениях, но и будущих физиков, химиков, историков и пр.
К доске?
Госдума уже приняла в первом чтении законопроект, дающий такое право “непрофильным” студентам после третьего курса. Документ вносит поправки в часть 3 статьи 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”. Это статья о праве на педагогическую деятельность и с 2020 года это право имеют студенты направления “Образование и педагогические науки”, окончившие третий курс. Теперь предлагается дополнить статью следующим содержанием: “Лица, обучающиеся по иным образовательным программам высшего образования, успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, … допускаются к занятию педагогической деятельностью по учебным предметам…, соответствующим специальности и направлению подготовки…”.
Инициативу поддержали в Минобрнауки. По словам замминистра науки и высшего образования Ольги Петровой, это полезная инициатива и уникальный опыт для студентов. Но с оговорками. Во-первых, нужна дополнительная профподготовка – педагогическая и психологическая. А во-вторых, важно соблюдать баланс: в студенчестве надо все же в первую очередь учиться, а не только работать. Вопрос совмещения учебы и работы можно решить через систему индивидуальных планов, которая есть во многих университетах.
Магистр идет в класс
По мнению ректора Санкт-Петербургского государственного университета Николая Кропачева, вести в школах профильные дисциплины, соответствующие направлению обучения, могут магистранты первого года обучения педагогических и классических вузов. Но с условием: обязательно пройти программу профпереподготовки “Образование и педагогические науки”.
– Это позволит приобрести нужные навыки, ведь работа учителя все же требует дополнительных знаний, – говорит Николай Кропачев. – И, конечно, перед тем, как идти на уроки, потребуется пройти аттестацию, чтобы подтвердить свою способность преподавать и соответствие необходимому для работодателя уровню подготовки.
Ректор СПбГУ считает, что вовлечение молодых людей в образовательный процесс в школах в целом полезно как студентам и вузам, в которых они учатся, так и детям, и родителям, и школам.
– Это действительно позволит сократить дефицит учителей и поможет подготовить профессионалов в отдельных предметных областях, способных передавать полученные знания школьникам, – отметил ректор. – Более того, это позволит и педагогам обмениваться опытом, развивая друг друга и всю систему школьного образования: молодые преподаватели смогут быстрее находить подход к детям и, набираясь опыта у других педагогов, совершенствоваться в целом. А школьники будут видеть молодых преподавателей, которые не только хорошо знают теорию в области физики, химии, математики, лингвистики, но и могут использовать эти знания на практике и доносить их детям, может быть, в более интересной и понятной форме.
Кстати, именно такой подход давно реализован в Санкт-Петербургском госуниверситете в рамках сотрудничества с лучшими школами, гимназиями, лицеями региона, например, с Президентским физико-математическим лицеем № 239. Студенты во время обучения получают возможность не просто применять на практике полученные теоретические знания, а делать это, решая реальные задачи.
– По такому же принципу работает и наша клиническая практика. Например, в Юридической клинике СПбГУ студенты под контролем кураторов проводят юридические консультации – рассказывает Николай Кропачев. – И в этом социальная миссия университета: способствовать развитию не только вуза, но города и страны за счет решения действительно важных и актуальных задач. Такой же подход должен быть и в отношении педагогики, чтобы студенты уже на первом курсе магистратуры могли преподавать те дисциплины, в которых имеют глубокие познания.
Учитель до востребования
Настоящий педагог получится только тогда, когда студент учится на основных программах педагогического направления. Таким мнением поделился с “РГ” ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков.
– Да, в настоящее время вносятся изменения в законодательство, которые предусматривают возможность для студентов классических направлений подготовки трудоустраиваться после третьего курса в школы. Понятно, что мера направлена на частичное решение проблемы дефицита кадров в педагогической сфере, и прежде всего, в регионах, – отметил Лубков. – Однако следует учитывать, полноценная подготовка учителя возможна только если обучение идет по основным педагогическим программам.
Лубков рассказал также, что рассматривается возможность допуска студентов после двух лет обучения к преподаванию в рамках дополнительных общеобразовательных программ в школах.
– Такая мера и расширит личностные возможности развития школьников, и снимет часть нагрузки с учителей, – считает ректор МПГУ.
Студенты и молодежь в школе – это всегда хорошо, уверена ректор Омского государственного педагогического университета Наталья Макарова.
– Для любой школы важно привлекать в команду педагогов молодых специалистов и особенно ценно, когда в школу приходят мотивированные молодые люди, которые хорошо знают свой предмет и готовы работать с современным школьником, – комментирует Наталья Макарова. – Кстати, у студентов, которые изучают инженерные, естественные, точные науки, часто проявляется склонность к работе с детьми. Мы видим: многие из них активно участвуют в проектах, входят в студенческие отряды, идут в вожатые. И если уж они осознали в себе потенциал педагога, наша задача – поддержать их в этом и организовать подготовку к работе в школе.
Макарова верит: педагогические университеты будут рады предложить программы переподготовки, дополнительные модули, которые помогут лучше разобраться в психологии, педагогике, постичь азы методики преподавания. Словом, запастись всем необходимым и самым передовым для современного педагога.
– Ну а дальше, верю, они встретят в школе мудрых наставников, которые помогут им прийти в педагогику, стать успешными учителями, – делится ректор ОмГПУ. – И не беда, если такие ребята готовы посвятить работе в школе только свое студенчество. В этом тоже есть положительный момент: своей высокой мотивацией они точно сработают на профессиональную ориентацию школьников.
Комментарии
Лилия Казанцева, учитель географии гимназии № 18, г. Краснодар:
– Привлечение старшекурсников не педагогических направлений к работе в школе возможно, но только при условии обязательной и максимально очной переподготовки! Сейчас вопросами переподготовки занимаются региональные Институты развития образования, и у них накоплен огромный опыт по данному вопросу. Школы, я уверена, с радостью примут молодых учителей. А опытные педагоги помогут разобраться в тонкостях профессии.
Я знаю много примеров, когда в довольно зрелом возрасте люди приходили в школу, получали дополнительное образование и оставались в школе на долгие годы, находя свое призвание. Быть может, и среди старшекурсников не педагогических направлений будут подобные случаи.
Радик Хабиров, директор школы №108, г. Казань:
– Школы готовы рассматривать такой опыт, особенно если речь идет о краткосрочных проектах, кружках, элективных курсах или волонтерской деятельности. Студенты с сильной профподготовкой могут быть полезны, например, в исследовательских работах, помогать с подготовкой старшеклассников к олимпиадам, технологическим конкурсам и т.д. Но нужно обязательно дополнительно готовить студентов к работе в школе. Даже обладая глубокими предметными знаниями, важно получить хотя бы базовые педагогические и психологические навыки, познакомиться с документами, принципами организации учебного процесса и этикой работы с детьми. Возможно, на базе школ или педвузов нужно организовать краткосрочные курсы или стажировки. Какие направления этим способом можно закрыть? Прежде всего предметы инженерно-технического, естественно-научного и ИТ-профиля.
За и против
Плюсы:
- возможность оперативно закрывать дефицит кадров;
- привлечение молодых профессионалов, способных предложить современные подходы и свежий взгляд;
- профориентация: школьники могут познакомиться с профессиями, рынком труда, перспективами “из первых рук”;
- разнообразие в организации учебных курсов, внеурочной деятельности, кружков.
Минусы:
- отсутствие у студентов опыта работы с детьми, методической подготовки, знаний образовательных стандартов и особенностей психики школьников;
- быстрое профессиональное выгорание или формальное ведение уроков;
- опасность непонимания нормативных требований и сложностей в обеспечении дисциплины;
- риски для качества образования и безопасности образовательной среды без системы наставничества и дополнительной подготовки.