29 января 2024 г. состоялась стратегическая сессия «Пилотный проект в МПГУ. Первые итоги и перспективы». В мероприятии приняли участие директора институтов и деканы факультетов, руководители пилотных образовательных программ приема 2023 и 2024 годов, заведующие кафедрами, представители административных подразделений; всего – более 120 человек.
Целью стратегической сессии стало обобщение первого опыта реализации, определение перспектив развития и точек роста пилотного проекта в МПГУ.
Со вступительным словом к участникам мероприятия обратился ректор университета, доктор исторических наук, профессор, академик РАО Алексей Владимирович Лубков. Он отметил значимость включения МПГУ в число 6 вузов – участников пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования в России. Свидетельством интереса общества к пилотным программам стали результаты приема 2023 г. Всего в набор на пилотные программы МПГУ было выделено 175 бюджетных мест, на которые было подано более 5 тысяч заявлений. Средний балл ЕГЭ абитуриентов почти на 3 балла опередил средний по университету. Наиболее популярными стали 6-летние программы и программы со специальностью «История».
Ректор А.В. Лубков акцентировал важность концептуальных изменений, которые происходят в образовании. Речь идет не только о новых сроках и уровнях, главным образом – меняется содержание подготовки в соответствии с задачами построения суверенной образовательной системы. Наш пилотный проект вызывает внимание коллег из педагогических вузов, поэтому университету предстоит работа по масштабированию опыта МПГУ, идеологии пилотных программ, новых решений.
О первых результатах и перспективах на 2024 г. рассказала проректор по учебно-методической работе Екатерина Александровна Балабаева. Она отметила, что в 2024 г. в пилотном проекте примут участие практически все учебные подразделения университета. Впервые будут открыты программы специализированного высшего образования. Наряду с программами УГСН «Образование и педагогические науки» в пилот включены программы по направлению «Математика» и «Лингвистика». Е.А. Балабаева высказала предложения по обеспечению эффективности пилотных программ, в числе которых траектории сопряжения с программами дополнительного профессионального образования, новые формы организации учебного процесса, аттестации, практической подготовки и т.д.
Как проектировать образовательную программу пилотного проекта? Этой теме было посвящено выступление доктора филологических наук, профессора, советника при ректорате Людмилы Александровны Трубиной. Она рассказала о концептуальных основах пилотного проекта МПГУ, обратив внимание на ориентацию содержания подготовки на задачи школы, воспитания и развития личности, обеспечения единого образовательного пространства. Людмила Александровна представила этапы проектирования образовательной программы, подчеркнула актуальность перехода с линейного на блочно-модульный принцип составления учебного плана, что, в частности, дает возможность студентам получить дополнительные квалификации в процессе обучения. Особое внимание необходимо уделить содержанию и декомпозиции единой дисциплины «Методика преподавания предмета», особенно в многопрофильных 6-летних программах.
Сессия продолжилась в формате свободной дискуссии. В ней приняли участие первый проректор В.П. Дронов, проректор, директор Института журналистики, коммуникации и медиаобразования Т.Н. Владимирова, директора институтов С.В. Лозовенко, Е.Ю. Лазарева, А.А. Алмазова, Т.Н. Сахарова, первый заместитель директора Института истории и политики А.В. Клименко, заместитель начальника управления международных связей О.А. Морозова.
В процессе неформального обсуждения был рассмотрен целый спектр перспективных для развития проекта вопросов. Речь шла об организации работы со студентами пилотного проекта, направлениях регионального и международного сотрудничества, корректировке содержания целого ряда дисциплин, построении принципиально новой модели учебного процесса, возможностях совмещения программ разных направлений и в целом про интегративный междисциплинарный подход. В поле зрения участников все время находились задачи связи со школой, ценностные аспекты, новая методология образования, его научное обеспечение. Отдельно обсуждалась тема продвижения пилотного проекта в СМИ и подготовки материалов для абитуриентов.
По результатам обсуждения сформулированы рекомендации, направленные на развитие пилотного проекта.