Эксперты рассказали, что изменится в жизни школ в связи с появлением специальных комиссий по защите прав педагогов.
Недавно министр просвещения Сергей Кравцов рассказал, что в российских школах могут появиться специальные комиссии по защите прав учителей. Этот шаг – часть законопроекта, который этой осенью внесла в Госдуму группа депутатов во главе с председателем думского комитета по просвещению Ольгой Казаковой. В связи с этим у педагогов и родителей учеников возникло много вопросов: как эти комиссии будут работать? Какие вопросы рассматривать? Каким образом эта мера поднимет авторитет учителя? Что поменяется в жизни школы в связи с новыми поправками?
«Комсомолка» обратилась за разъяснениями к чиновникам, экспертам, и самим педагогам.
1. Зачем нужна комиссия?
По словам министра просвещения, специальная комиссия призвана рассматривать спорные ситуации. Часто так бывает, что очень серьезные конфликты в школе возникают из-за простых проблем в общении. Иногда дело доходит до перевода детей в другую школу, открытых противостояний «учитель-родитель», «родитель-администрация» или «родитель-родитель», а иногда все заканчивается даже выяснением отношений в суде (хотя это и редкость). Чтобы конфликты не разгорались на пустом месте и внедряют подобные комиссии.
2. Кто туда может обратиться?
Обращаться в комиссию со своими проблемами смогут все участники школьной «жизни». Но авторы идеи не хотят превращать ее в “жалобную площадку” для рассмотрения мелких споров по незначительным поводам, которые можно успешно разрешить на уровне классного руководителя. Этот ресурс будут использовать только, когда он реально необходим.
Цель комиссий укрепить благополучный психологический климат в школах и стать хорошим дополнением к уже работающей системе психологической поддержки. Эта система активно развивается в последние годы, а сами школы все чаще привлекают профильных специалистов-психологов.
3. Смартфон и школа
Еще одно важное изменение касается регламента использования мобильных устройств в классе. Конечно, речь не идет о том, чтобы запретить школьникам приносить с собой смартфоны в школу. Но гаджеты не должны мешать учебному процессу. Мобильные телефоны нередко становились причиной споров и разногласий. Не секрет, для детей они – желанное окно в мир развлечений и игр. Но теперь сформулирована четкая позиция: смартфонам не место на уроках. Теперь педагог может уверенно сказать гаджету – «нет!» и будет прав. Отныне споры по поводу уместности смартфона в школе не будут ставить под сомнение авторитет учителя.
4. Новые нормы дисциплины и воспитание
Поправки затрагивают не только смартфоны. Более тщательно теперь будут подходить к вопросам дисциплины в классе, более весомыми станут правила поведения в школе. Теперь не как бумажка в кабинете директора, а как всеобщая норма поведения. Больше внимания к тому, что говорит учитель. Все это не императивно указом, а аккуратно под каждый возраст, формируя ценностные ориентиры и модель поведения, в которой к учителю нужно относиться с вниманием и уважением.
КОМПЕТЕНТНО
Это нововведение поможет родителям.
Алексей Лубков, ректор МПГУ, одного из ведущих педагогических вузов страны:
– Не могу сказать, что сегодня в школах царит атмосфера конфликта. В нашей стране конфликтов меньше, чем во многих зарубежных системах образования. Программы, которые разрабатывал наш университет, содержат большой пласт знаний психологии в педагогике. Это крайне важный навык и сегодняшние выпускники, завтрашние педагоги готовы к ситуациям, в которых им необходимо формировать психологический климат в классе. Это же касается и общения с родителями. А вот польза, которую могут принести подобные комиссии, касается прежде всего влияния на родителей. Учителя то подготовлены, а родители далеко не всегда и комиссия поможет даже самым «трудным» родителям увидеть, что учитель – это не враг, а помощник и наставник ребенку».
МНЕНИЕ ПЕДАГОГА
Олег Янковский, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2023»,
учитель русского языка и литературы школы МИД РФ в городе Тегеране, Исламская Республика Иран:
– Сейчас я работаю в посольской школе, здесь редки конфликты между учителями и другими участниками образовательного процесса. Однако во время работы в России мне чаще приходилось сталкиваться с подобным. И хотя во всех проблемных ситуациях удавалось найти компромисс, мне видится правильной инициатива нормативной поддержки нашей работы. Раньше, чтобы защитить свою позицию, например, в общении с родителем, нам нужно было самим продумывать план действий: кто-то сохранял все работы учеников, кто-то вёл свои дополнительные «журналы», кто-то писал развёрнутые комментарии в электронном дневнике, кто-то делал всё вышеперечисленное.
Я полагаю, что если появится специальная конфликтная комиссия, которая будет предъявлять единые требования ко всем участникам образовательных отношений, то появится больше определенности в том, как учителю отстоять свою правоту.
ПОЗИЦИЯ ЭКСПЕРТА
Профессиональный конфликтолог, учитель и автор концепции мирного обучения в школе, Наталья Сченснович считает, что учителя достаточно часто встречаются не только с давлением, но и с открытым буллингом в своей адрес:
– Кто должен должен быть в составе таких комиссий? На мой взгляд, там должны быть компетентные психологи, те люди, которые не только занимаются постановкой диагнозов, но и реально работают с детьми, знают техники и приемы. Мне кажется, что там обязательно должны быть родители, заинтересованные в развитии школы. Я считаю, что там должны быть старшеклассники, которые также участвуют в принятии решений и в понимании того, что вообще происходит.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Не мешайте сеять разумное, доброе вечное…
Итак, государство расширяет роль учителя и укрепляет его статус. Эти изменения кажутся последовательными и давно назревшими.
Новые школы в стране появляются опережающими темпами – только по федеральной программе открыто более 1000 современных школ, оборудованных по последнему слову техники. Педагогов в этих школах ждут.
Государство расширило материальную поддержку учителей: это и выплаты за классное руководство, подъемный миллион тем, кто приехал работать в сельскую школу, выросло количество всевозможных премий и педагогических конкурсов. Все это вывело педагогические направления подготовки на второе место по популярности у абитуриентов. Это устойчивая тенденция – она удерживается несколько последних лет. То есть талантливые школьники хотят быть учителями, выбирают эту профессию. И государство намерено беречь учителей. Не хочется, чтобы молодых педагогов, которые сейчас массово приходят в школу отпугнули такие сложности, как спорные ситуации с родительским сообществом. Будем следить примут ли законодатели новые поправки и как это скажется на ситуациях в школах нашей страны.