«Музыка в очень высокой степени стимулирует человеческий мозг из-за нашей эмоциональной связи с ней», — рассказала газете The Guardian нейрофизиолог Кэтрин Лавдэй из Вестминстерского университета. Издание собрало результаты последних исследований влияния музыки на когнитивные способности человека.
Игра на музыкальном инструменте тренирует как слуховое, звуковое и тактильное восприятие, так и моторику — всё это производит долгосрочные изменения в мозге. Нейробиологи изучили организм профессиональных музыкантов, чтобы понять, что именно изменяется в голове.
Сканирование мозга демонстрирует существенные различия между музыкантами и не занимающимися музыкой людьми одного возраста. К примеру, мозолистое тело — сплетение нервных волокон, соединяющее полушария мозга, — у музыкантов значительно массивнее.
Области головного мозга, отвечающие за движение, слух и зрительно-пространственные способности увеличены у профессиональных клавишников. А у виолончелистов более развита зона, ответственная за обработку тактильных ощущений
Проводившиеся ранее краткосрочные эксперименты не отвечали на вопрос, что стало первопричиной — или игра на музыкальных инструментах развивает способности, или же генетические особенности мозга определяют предрасположенность к музыке. Но последние долгосрочные исследования показали, что у детей, обучающихся игре на музыкальном инструменте, за 14 месяцев произошли значительные структурные и функциональные изменения головного мозга.
Как пишет издание, результаты исследований говорят о том, что обучение музыке не только развивает отдельные области мозга, но и улучшает связь между ними — что положительно влияет на вербальную память, пространственное мышление и даже навыки грамотности. И профессиональные музыканты, как правило, превосходят в этих навыках тех, кто музыкой не занимается.
Анатомические изменения в мозге зависят от возраста, с которого человек начал обучаться игре на музыкальном инструменте
Те, кто начал заниматься этим в детстве, демонстрируют более развитые когнитивные способности. Даже непродолжительные тренировки вызывают у ребёнка длительные изменения.
Последние работы учёных показывают, что обучение музыке ускоряет восстановление людей, перенёсших инсульт, а также может улучшить восприятие информации у детей с дислексией и другими языковыми нарушениями. Также есть доказательства того, что музыкальные тренировки в детстве защищают впоследствии от развития когнитивных нарушений и деменции.
А вот головоломки и разнообразные «игры для ума», как выяснили учёные, никаких мыслительных способностей не развивают, а помогают только в решении других головоломок. О том, в какой атмосфере выросли Моцарт, Бетховен и Паганини читайте на «Меле» в материале Халимат Текеевой «Как воспитать музыкального гения».
Информация с сайта мел.фм