О подготовке педагога в современном университете, вариативности образовательных программ и исследовательских практик шла сегодня речь в Казанском федеральном университете на очередном заседании федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки».
Участие в семинаре-совещании приняли ректоры, проректоры педагогических вузов, руководители основных профессиональных образовательных программ по УГСН «Образование и педагогические науки», члены президиума ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», ответственные руководители и специалисты Министерства образования и науки РФ.
Заседание прошло под руководством ректора КФУ, члена-корреспондента РАО, профессора Ильшата Гафурова.
В своем приветственном слове И.Гафуров напомнил собравшимся, что главная особенность нашего университета заключается в том, что он не принадлежит к группе традиционных педагогических вузов, а является многопрофильным, классическим в своей основе университетом.
«Тенденция активного включения таких университетов в подготовку учителей становится все очевиднее в последние годы, и ее уже невозможно игнорировать», – отметил ректор КФУ.
На примере Казанского университета Ильшат Рафкатович рассмотрел педагогическое образование в федеральном университете.
«Объединение нескольких вузов способствовало созданию в КФУ мощного научного и образовательного потенциала в области педагогики и психологии. В настоящее время мы обучаем 9056 будущих учителей по дневной и заочной формам обучения. В этом процессе задействовано более 700 преподавателей. Приведенный контингент студентов по УГНС «Образование и педагогические науки» составляет 5575 студентов. По этому показателю мы сейчас третьи в стране. Университет принадлежит к числу редких высших учебных заведений, которые реализуют образовательные программы всех уровней и ведут подготовку учителей практически по всем предметным областям современной российской школы».
Вице-президент РАО, Председатель Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», первый проректор Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена, академик РАО, профессор Владимир Лаптев в своем выступлении сделал вывод, из чего следует исходить правительству России при разработке национального проекта в сфере образования.
«Среди основных целевых показателей – вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, – отметил спикер. – Стоит обратить внимание и на решение задач в области модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ».
В завершении профессором была предложена модель подготовки педагогов путем реализации различных педагогических проектов.
В вузах сегодня большое внимание уделяется формированию современных моделей педагогического образования. Безусловно, основой являются качественные образовательные программы, которые базируются на результатах научных исследований и профессиональной рефлексии педагогов высшей школы, анализе практики школьных учителей.
Директор Института педагогики Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена, член-корреспондент РАО, профессор Светлана Писарева отметила особенности и риски подготовки педагогических кадров в непрофильных вузах. Среди которых – отсутствие преемственности образовательных программ на разных уровнях образования, недостаточность кадрового обеспечения, отсутствие исследований по профилю реализуемых педагогических программ, в которых должны принимать участие преподаватели.
Также в своем выступлении Светлана Анатольевна постаралась ответить на вопрос, что может сделать экспертное сообщество, а именно ФУМО, для решения актуальных задач проектирования современных образовательных программ.
В качестве предложенных ею вариантов: организация общественно-профессиональных дискуссий с целью выработки консолидированного мнения профессионального сообщества, оказание профессиональной помощи коллегам в освоении педагогического знания, необходимого для проектирования образовательных программ, а также экспертиза учебно-методического обеспечения образовательных программ.
О вариативности образовательных программ и единстве требований в подготовке современного педагога говорил на заседании и ректор Томского государственного педагогического университета Валерий Обухов. Им было предложена примерная структура приложения по профилям подготовки.
У каждого университета есть интересные практики и наработки в реализации программ подготовки педагогов. Ценность таких встреч состоит в возможности обменяться опытом и взять для себя лучшее, что делают коллеги. Своим опытом поделились крымские коллеги.
Наталья Карамзина, начальник управления организационно-административной политики Крымского федерального университета им.Вернадского вынесла на обсуждение тему об обеспечении единых подходов к психолого-педагогической подготовке учителей.
Среди концептуальных идей, предложенных ученым Крымского университета, значатся необходимость формирования педагогического вида профессиональной деятельности в контексте деятельностного практикоориентированного подхода к подготовке учителя, готового реализовывать ФГОС основного общего и среднего общего образования, соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога.
О проекте модуля, обеспечивающего подготовку к педагогическому виду деятельности в период освоения основных образовательных программ классического университетского образования, рассказала проректор по учебно-методической работе Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук, профессор Людмила Трубина.
А вот в докладе профессора Елены Левановой, завкафедрой социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета шла речь о внесении изменений в образовательный модуль «Основы вожатской деятельности». Она напомнила, что в 2017 году Минобрнауки России рекомендовал программу подготовки вожатых.
«В 2018 году Минобрнауки России расширил задачи по подготовке вожатых и приступил к реализации проекта по созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: вожатый в школе; вожатый в общественных объединениях; вожатый в лагере», — отметила ученый.
В настоящий момент, по словам профессора, разработаны программы еще 2 педагогических практик по отработке навыков организации воспитательной, внеурочной работы с детьми, навыков вожатской деятельности.
Директор Межвузовского центра по разработке новых подходов к формированию культуры межнационального общения в условиях полиэтнического региона Загидат Гасанова сделала сообщения на тему «О дисциплине «Педагогика межнационального общения».
«Без обучения будущих педагогов в области межнационального общения едва ли можно сформировать систему, когда в этой области не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство должно нести высочайшую ответственность перед своими гражданами за сохранение единства и взаимопонимания в рамках права, за чувство защищенности, а, следовательно, за психическую уравновешенность своих граждан, – отметила Загидат Зайнулабидовна. – Внедрение (а точнее – восстановление) дисциплины «Педагогика межнационального общения» в качестве обязательной в Федеральные государственные стандарты по направлению 44.00.00 Образование и педагогические науки будет способствовать реализации основных государственных запросов в сфере образования, национальной и молодежной политики».
Таким образом, на заседании Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» были рассмотрены вопросы о формировании индикаторов компетенций и структуризации профессиональных компетенций в основных образовательных программах, о создании модели подготовки педагога в современных университетах России, о педагогическом образовании в федеральных университетах и образовательных программах.
Использованы материалы с сайта
Казанского федерального университета