Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В МПГУ начал работу Форум Китайско-российского союза высших педагогических учебных заведений

Новости МПГУ

В нем приняли участие делегации российских и китайских педагогических университетов. Тема Форума – «Проблемы и перспективы развития образования в цифровом обществе». 10 октября на пленарном заседании выступил ректор МПГУ Алексей Лубков.

Китайско-российский союз высших педагогических учебных заведений был создан недавно, у его истоков стояли лидеры педагогических вузов обеих стран. Нашу страну на Форуме представляли, в частности, коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Челябинска, а Китай – представители вузов Пекина, Шанхая, Уханя, Сианя, Чанчуня, Чунцина, Сюйчжоу.

На Форуме обсуждались актуальные вопросы развития педагогического образования в условиях всеобщей информатизации. В первый день работы Форума его участники приступили к выработке единой позиции по перспективам дальнейшего сотрудничества в области педагогического образования и науки.

Открывая Форум, ректор МПГУ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор исторических наук Алексей Лубков подчеркнул, что его участники собрались в 10-й аудитории Главного корпуса университета, которая носит имя Алексея Чаплыгина, великого русского математика и механика, ректора вуза с 1905 до 1919 года, чье 150-летие будет отмечаться в 2019 году. В том же году будет отмечаться 70 лет со дня провозглашения Китайской Народной Республики, отметил он.

«Успехи, которые Китайская Народная Республика демонстрирует за эти годы, в том числе в сфере образования, свидетельствует об огромном импульсе, который дала китайская революция для развития Китая, и сегодня мы видим ее влияние на глобальные процессы во всем мире», – подчеркнул Алексей Лубков.

Переход к цифровой эпохе – это тоже глобальная проблема, вызов, который нужно анализировать. Ректор обратил внимание участников форума на влияние новых технологий на образовательные системы. «Новый технологический уклад, который формируется в национальной и мировой экономике, определенным образом форматирует векторы развития системы образования», сказал он. Педагогические вузы России и Китая понимают важность этого фактора, и ими уже накоплен определенный опыт выстраивания образовательных программ, насыщения образовательной среды, а самое главное – подготовки студента, педагога, будущего учителя, носителя новых технологий.

Тем не менее, подчеркнул Алексей Владимирович, повышение роли технологий в жизни общества не отменяет приоритета человеческого фактора в образовании. «Для нашего университета во все времена главной была и остается личность человека, учителя. И тот девиз, которому мы всегда следовали, даже если его специально не артикулировали, – «Верен традициям, открыт инновациям», – сегодня становится основой, в том числе методологической, которая определяет развитие не только нашего университета, но и, надеюсь, многих других университетов России и Китая», – добавил он.

В своем основном докладе ректор МПГУ познакомил гостей и участников форума со стратегией развития образования в нашей стране. Ее основные векторы определены майским указом Президента России № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года». Среди главных стратегических целей в указе отмечены две. Во-первых, обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования – наша страна должна войти в топ-10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Во-вторых, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Эту вторую задачу мы подчас упускали из поля зрения, а сегодня возвращаемся к ней, подчеркнул Алексей Лубков. «По сути дела, мы возвращаемся к представлению о месте и роли человека, учителя, который, несмотря на все изменения в мире новых технологий, остается неизменным. На протяжении всей истории воспитание личности определяло или будущий успех цивилизации, или ее кризис».

С докладом «Стратегия развития образования в КНР» выступил директор Департамента международных обменов и сотрудничества Пекинского педагогического университета Чэн Хунгуан. Он поблагодарил организаторов Форума, назвав его «настоящим праздником для нас». Г-н Чэн рассказал, что в КНР также разработана и реализуется государственная программа по повышению качества образования на период до 2024 года. «В рамках этой программы нами и был проведен мониторинг начального и среднего общего образования в стране», – сообщил он.

Исследования велись в 4 и 8 классах школы, в них приняло участие более 570 тысяч человек. Оказалось, что школьникам присущи позитивные взгляды на жизнь и основные ценности, они стремятся выбрать созидательные или важные для общества профессии (учитель, врач, военнослужащий). Они позитивно относятся к традиционной культуре Китая и нормам поведения, хорошо успевают по предметам (исследовалось 6 дисциплин), однако им не хватает подготовки в части практических навыков.

Г-н Чэн указал также на наличие общих и для других систем образования проблем – излишней нагрузки на школьников, большого количества времени, которое тратится на выполнение домашнего задания и внешкольное обучение. Он также сформулировал основные советы по повышению качества школьного обучения, которые следовали из результатов данных мониторинга. Система образования должна обеспечивать всестороннее развитие ученика, более активно приобщать его к культурному наследию, искусству и литературе. Необходимо вести работу по воспитанию большей инициативности и практических навыков, сокращать нагрузки на ученика, гармонизировать отношения между школами и коммерческими организациями, улучшать систему семейного воспитания.

Ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко подробно рассказал о цифровизации образования в нашей стране и опыте возглавляемого им вуза. По его мнению, цифровые технологии играют большую роль в развитии системы образования. В частности, они дают новые возможности для оценки качества, что было проиллюстрировано в докладе г-н Чэна.

Игорь Реморенко отметил, что один из самых обсуждаемых сегодня вопросов в сфере образования – это открытые оцифрованные лекции. Нужно ли поощрять процесс их распространения? Или его нужно сдерживать? Может быть, вследствие цифровизации в системе образования будет утеряно столь важное личностное общение в режиме диалога. Однако, по его мнению, цифровые лекции все же нужны, и они дают возможность преподавателю еще более плотного, тесного взаимодействия со студентами. «Я, как преподаватель, не буду оцифровывать все свои лекции, – рассказал ректор МГПУ, – но 3-4 лекции оцифрую, дам возможность студентам слушать их дома, и у нас будет больше времени на занятиях, чтобы обсуждать материал этих лекций. Таким образом, рутинная работа, которая повторяется из года в год, переходит «в цифру», а коммуникация, дискуссия, споры остаются в аудитории, что очень ценно».

Цифровые сервисы, считает Игорь Реморенко, нужны и для организации работы студентов – у них есть личные кабинеты на сервере университета, они могут пользоваться офисными приложениями. На основе больших данных о предпочтениях студентов, по результатам анализа их вовлеченности в учебный процесс администрация университета может помогать им, например, в выборе учебных курсов, рекомендовать кому-то из них помощь тьюторов.

Благодаря новым технологиям в обсуждение ключевых образовательных документов в России вовлекаются учителя, добавил ректор МГПУ. Это позволяет учителям чувствовать, что они не отдалены от образовательной политики, что могут на нее влиять. Цифровизация облегчает учителям подготовку к урокам, добавил Игорь Реморенко. В Москве (МГПУ в отличие от МПГУ является вузом городского, а не федерального подчинения) все электронные материалы, необходимые для учителей, сосредоточены в Московской электронной школе (МЭШ).

О цифровизации образования в КНР рассказал Хуан Жунхуай, директор Исследовательского института умного обучения Пекинского педагогического университета.

В 2000-е годы, как и в России, в Китае активно осуществлялась компьютеризация школ. С 2000 по 2010 год доступ к Интернету получили 90% школ страны, проводилась популяризация компьютерного образования. Руководство страны приняло решение, что компьютер должен стать настольным устройством для каждого ребенка – неслучайно китайские IT-компании занимают лидирующие позиции в мировых рейтингах. Сложнее всего приходилось при оснащении сельских школ – там открывали учебные центры, куда доставляли материалы на компакт-дисках, создавали спутниковые приемные станции, открывали мультимедиа-классы.

В 2010-е годы начался второй этап информатизации школы, и образовательные запросы учеников начали обслуживать две национальные платформы цифровых ресурсов. «Благодаря им ученики и учителя могут найти нужные им данные, – уточнил г-н Хуан. – Стало расти количество студентов, обучающихся в интернет-пространстве, а количество школ с широкополосным подключением превысило 92 процента. Благодаря информационным технологиям удается добиться индивидуализации образования в сельских школах, где один учитель может одновременно заниматься с учениками разного возраста».

Сейчас в китайских школах активно внедряется роботизация, школьники учатся в классах виртуальной реальности, проводятся исследования о том, как применить в системе образования интеллектуальные системы и искусственный интеллект, большие данные, машинное обучение и другие инновационные технологии.

Подводя итоги пленарного заседания, первый проректор МПГУ Виктор Дронов отметил, что в современном обществе уже не человек изменяет цифровую среду, а цифровая среда изменяет человека.

Во второй половине дня 10 октября состоялись заседания по секциям. 11 октября Форум Китайско-российского союза высших педагогических учебных заведений продолжит свою работу. Его участники обменяются мнениями в рамках круглого стола.

 

М.А.Тимофеев

11 / 10 / 2018

Показать обсуждение