24-25 сентября в Московском педагогическом государственном университете состоялась XII Международная научно-практическая конференция памяти И.В. Жилавской «Медиаобразование: стратегии развития – 2021».
На мероприятиях конференции коллеги и ученики Ирины Владимировны говорили о необходимости формирования в России системы медиаобразования как элемента социального института, отмечая значимость уже реализованных медиаобразовательных проектов, перспектив развития научных направлений в области медийно- информационной грамотности, практиках и программах, которые уже используются в системе образования всех уровней.
В конференции выступили более 60 спикеров из 7 стран (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Финляндия, Мексика и Бразилия). Ученые и практики говорили об актуальности интеграции медиаобразовательных модулей, внедрении медиаобразовательных компонтентов и межфакультетских программах по медиаобразованию, созданию международных проектов по медиаобразованию для будущих и настоящих педагогов.
Инициаторами и организаторами конференции выступили Кафедра ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при МПГУ, кафедра медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, Ассоциация специалистов медиаобразования (АСМО), Евразийская ассоциации педагогических университетов (ЕАПУ), ГБОУ г.Москвы «Школа им. В.В.Маяковского» и АНО «Центр Медиаграмотности» (г. Оренбург). При поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте Российской Федерации.
Открывая конференцию, проректор, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ Татьяна Николаевна Владимирова, акцентировала внимание на уже реализованные Жилавской Ириной Владимировной проекты и векторы развития в области медиаобразования, которые реализуются в Московском педагогическом государственном университете, а также в педагогической сфере России и стран СНГ. Она отметила, что в учебных планах основных образовательных программ МПГУ на всех направлениях подготовки есть дисциплина или модуль «Основы медиаобразования и медийно-информационная грамотность педагога. «Мы понимаем, что это очень важно для российского общества, российского учителя, школы. Важно понимать как противодействовать тем рискам в интернете, которые сейчас есть, как формировать критически мыслящую молодежь, как отличить фейковую информацию, как работать с информацией в целом. то есть те ключевые понятия медиаобразования, которые так необходимы современным педагогам», уточняла Владимирова в своем выступлении.
Продолжая тему значимости медиаобразовательных компонентов в образовательных программах, ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков в приветственном слове к участникам конференции акцентировал внимание на том, что для МПГУ гуманитарный подход, который транслировала И.В. Жилавская в области медийно-информационной грамотности является наиболее важным, поскольку речь идет о подготовке педагога, который в первую очередь воспитывает личность. «Мы обращаем внимание на то, что происходит в душе человека, на когнитивные аспекты, на сознание – и это для нас, как для педагогического университета очень важная позиция. Поэтому методология медиаобразования, которую транслировала Ирина Владимировна, была определяющей – это интеграция технологического и гуманитарного подходов».
Особое внимание в пленарной части было уделено международной деятельности Ирины Владимировны Жилавской.
В своем обращении к участникам конференции Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, посол по особым поручениям МИД России Григорий Эдуардович Орджоникидзе, отметил вклад Ирины Владимировны Жилавской в работу ЮНЕСКО, активное участие в проектах ООН по линии развития медиаграмотности. Уточняя, что созданная под ее руководством кафедра ЮНЕСКО была одной из самых ярких российских кафедр, получивших признание в нашей стране и за рубежом.
В подтверждение слов выступил заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию Университета Тампере (Финляндия), ведущий научный сотрудник Международного центра технического и профессионального образования и подготовки ЮНЕСКО-ЮНЕВОК Тапио Варис: «Под руководством Ирины Жилавской кафедра ЮНЕСКО внесла огромный вклад в работу над темой медийно-информационной грамотности по всему миру. Особенно она стремилась к межкультурному диалогу, говоря о том что этот вопрос требует нового баланса между ценностями, которые присущи этим коммуникациям».
В своем вступлении руководитель кафедры ЮНЕСКО по медийно- информационной грамотности, ведущий научный сотрудник педагогического факультета Университета Веракруса, доктор DSAE (Мексика) Хесус Лао отметил Ирину Жилавскую как одного из четырех лидеров в России, занимающихся вопросами медийно-информацмионной грамотности на международном уровне. А региональный представитель Альянса медийно- информационной грамотности ЮНЕСКО по Латинской Америке и Карибскому бассейну, доцент Университета Сан-Паулу, профессор, доктор (Бразилия) Филипе Чибас Ортис говорил, о Ирине Владимировне как о великом ученом, которая расширяла сферы коммуникативных исследований.
Заместитель председателя Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (ЮНЕСКО/ИФАП), руководитель Рабочей группы ЮНЕСКО/ИФАП по сохранению языков и развитию языкового разнообразия в киберпространстве, председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Евгений Иванович Кузьмин уточнил, что Кафедра ЮНЕСКО работала и должна дальше продолжать работать в интересах всего населения, в интересах воспитания педагогов которые дальше будут нести разумное детям и формировать новое поколение россиян. Чтобы потом на достойном уровне смогли отвечать на сложнейшие вызовы современности и могли обеспечить конструктивные взаимодействия с другими странами, таким образом повышая качество жизни в своей стране способствуя всеобщему миру.
Продолжая в совеем приветственном слове Татьяна Николаевна Владимирова, обратила внимание на значимость работы, которая проводилась кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, руководителем которой Ирина Владимировна Жилавская была до последних дней жизни в российских регионах: «В Российской Федерации создана сеть региональных центров медиаобразования. И каждый такой центр Ирина Владимировна консультировала, посещала с установочными сессиями, просветительскими семинарами».
В продолжение этих слов, ответственный секретарь Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Андрей Николаевич Худолеев рассказал о магистерской программе «Медиаобразование в системе межнациональных отношений», акцентируя внимание на том, что медиаобразование это широкая дисциплина, которая также важна специалистам межнациональных отношений. «Это сложная тема, за которую никто в мире не брался, хотя она требует особого внимания. И только на кафедре медиаобразования Ирины Жилавской, при участии Татьяны Николаевны Владимировой такая важная магистерская программа могла быть реализована», – уточнил Андрей Николаевич.
Особое внимание коллеги Ирины Владимировны уделили межвузовским отношениям и вопросам, решающим общие проблемы медиаграмотности будущих учителей.
В своем выступлении исполнительный директор Евразийской ассоциации педагогических университетов (ЕАПУ), доктор педагогических наук, профессор (Россия) Эдуард Михайлович Никитин рассказал об уникальном исследовании, которое проводилось в России и странах СНГ впервые: «В исследовании по проблемам востребованности в образовательных учреждениях теории и практики медийно-информационного образования, автором которого является Ирина Владимировна Жилавская, а организаторами выступили две ассоциации Евразийская ассоциация педагогических университетов и Российская ассоциация специалистов медиаобразования, приняли участие более 50 педагогических вузов стран СНГ. Это крупнейший срез данных, который помог получить объективную картину необходимости внедрения медиаобразовательных компонентов в педагогическую сферу. В результате исследования выясняется подлинная картина подготовки студентов в области медийно-информационной грамотности. Теперь у нас, благодаря рекомендациям и предложениям Ирины Владимировны, которые она сделала, проанализировав данные исследования, есть фактически инструкция как внедрять программы и курсы повышения квалификации в педагогических вузах. Это целая стратегия по продвижению медиаобразования в вузах».
О планах необходимости введения медиаобразования в новые программы дополнительного образования говорила заместитель директора по научно-методической работе ФГБУК Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий Минпросвещения России, Член-корреспондент МАНПО Лариса Семеновна Львова: «Медиаобразование через обновление содержания программ дополнительного медиаобразования должно найти свой путь. И новым содержанием и новыми технологиями. Медиаобразование совершенно точно укореняется и входит в программы социально-гуманитарной и художественной направленности. Это то, что мы обсуждали с Ириной Владимировной в последний год».
В пленарной части, коллеги Ирины Жилавской рассуждали об одной из важных задач, которое ставит перед собой медиаобразование – это предохранять население от вредного воздействия от массмедиа. Но как отметила Татьяна Николаевна Владимирова, не запретительской позицией, а путем просвещения, фактически цитируя Ирину Владимировну.
Говоря о научных трудах И. В. Жилавской в области медийно-информационной грамотности и медиобразования, которые вошли в академическую литературу, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой теории и экономики СМИ, профессор, научный руководитель Центра по исследованию СМИ Финляндии и Скандинавии «НордМедиа», доктор филологических наук, академик РАО Елена Леонидовна Вартанова подчеркнула вклад в развитие не только медиапедагогики но и в развитии теории медиа, который был сделан Ириной Владимировной Жилавской: «Самое важное, что остается от ученого – его труды. Например, одно из понятий Ирины Владимировны, которое теперь вошло в академическую литературу, это понятие «медиа». Которые она определяла как широчайший спектр средств коммуникации, которые служат передаче разного рода контента от источника информации к его получателю».
Профессор департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, доктор филологических наук Иосиф Михайлович Дзялошинский в своем выступлении процитировал одну из мыслей докторской диссертации И.В. Жилавской, обращая внимание на то, что необходимо понимать и видеть, каким именно должно быть медиаобразование в развивающемся обществе: «Как писала Ирина Владимировна, специалисты в области медиаобразования отмечают необходимость принципиального обновления всех элементов теоретической и методологической концепций отечественного медиаобразования с точки зрения системного и институционального подходов, связанных с новыми тенденциями в развитии современного общества».
Декан факультета журналистики, заведующий кафедрой связей с общественностью, рекламы и дизайна ВГУ, доктор филологических наук, профессор Владимир Васильевич Тулупов в своем выступлении отметил «теорию всеобщих медиа» (И.В. Жилавсской), которая представляет собой систему обобщенного фундаментального знания о медиа, их роли и функционировании в социоинформационном пространстве как максимально широкого, всеобъемлющего и интегративного явления действительности.
О профессиональных навыках, которые формирует медиаобразование рассказала профессор кафедры журналистики Московского гуманитарного университета, доктор культурологии, кандидат философских наук Ольга Евгеньевна Коханая: «Медиаобразование конвертирует полезные навыки и умения в полезные компетенции, которые уже на данный момент во многих сегментах в бытовой и профессиональной жизни являются неотъемлемыми. Вдохновленные идеями Ирины Владимировны о медиаобразовании детей и подростков, мы преподаватели и студенты кафедры журналистики Московского гуманитарного университета около 10 лет разрабатываем эту тему, как одно из основных направлений своей научной деятельности».
Ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ, доктор филологических наук, профессор Михаил Васильевич Шкондин рассказал, что Ирина Владимировна Жилавская начала свой научный путь в рамках международных конференций факультета журналистики МГУ. «На мое предложение прикрепиться к аспирантуре нашей кафедре Ирина Владимировна ответила положительно, хотя была очень загружена журналистской работой. Нас всех тогда изумляло, как быстро и с каким высоким качеством она подготовила необходимые для защиты статьи и успешно сдала кандидатские экзамены. Она блестяще защитила кандидатскую диссертацию по проблемам медиаобразования и была рекомендована в университет имени Шолохова», – пояснил Шкондин.
А Владимир Васильевич Тулупов в свою очередь сообщил, что Ирина Владимировна подготовила и сдала в диссертационный совет Воронежского государственного университета свою докторскую диссертацию, защита которой должна была состояться 15 сентября этого года. Но в связи с трагическими обстоятельствами она так и не состоялась, хотя все ожидали такой же блистательной защиты как и кандидатской.
Полную версию Пленарного заседания XII Международной научно-практической конференция памяти И.В. Жилавской «Медиаобразование: стратегии развития – 2021» можно посмотреть на канале МПГУ по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=ccDT_CoqaVc
Практикоориентированная часть XII Международной научно-практической конференция памяти И.В. Жилавской «Медиаобразование: стратегии развития – 2021» прошла сразу на пяти площадках конференции.
На секции «Проблемы внедрения медиаобразовательных компонентов в высшей школе» руководителями факультетов, кафедр ведущими преподавателями и представителями общественных организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Перьми, Алматы были представлены различные форматы внедрения медиаобразовательных компонтентов и межфакультетские программы по медиаобразованию, уже внедренные в вузах.
В этом направлении был интересным опыт Донского государственного технического университета, где медиаобразовательные технологии становятся частью подготовки студентов по инженерным специальностям. Также интересен был опыт внедрения медиаграмотности в рамках межфакультетской дисциплины в Пермском государственном университете. Санкт-Петербургский государственный университет представил преемственность традиционной подготовки кадров для СМИ и новых программ по медиаграмотности и медиаобразованию для широкого круга специальностей.
Состоялся обмен опытом среди преподавателей Оренбурга и Москвы. Преподаватели и ученые Московского педагогического государственного университета и Оренбургского государственного педагогического университета рассказали о сложностях и успехах в развитии медиаобразования для педагогических кадров. Важные шаги на встречу медиаграмотности будущих специалистов делают в военных вузах Москвы – в Военном университете Министерства обороны РФ и в Академии гражданской защиты МЧС России.
Для руководителей вузов и кафедр был интересен опыт развития медиаграмотности в Казахстане, который активно развивается в неправительственном секторе при поддержке международных организаций. Большую поддержку в продвижении проектов по медиаграмотности в Казахстане оказывают преподаватели региональных вузов Казахстана, в том числе кафедр и факультетов журналистики.
По итогам работы сессии ее Татьяна Николаевна Владимирова, проректор, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, предложила аккумулировать опыт различных вузов и создать единый банк учебных программ по медиаобразованию, внедряемых в университетах и вузах России и СНГ.
Полную версию секции «Проблемы внедрения медиаобразовательных компонентов в высшей школе» можно посмотреть на канале МПГУ по ссылке: https://youtu.be/W7WjxEbxFPY
На секции «Медиаобразование: возможности обновления содержания и технологий дополнительного образования» методистами и медиапедагогами из Москвы, Томска, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Кирова, Барнаула, Перми, Новотроицка Оренбургской области были представлены региональные модели развития медиаобразования и лучшие медиаобразовательные практики, реализованные учреждениями дополнительного образования детей и некоммерческими организациями в рамках дополнительных программ социально-гуманитарной, художественной и технической направленностей, а также успешные практики организации повышения квалификации педагогов по вопросам медиаобразования.
Состоялся конструктивный разговор об актуальности интеграции медиаобразовательных модулей «Медийно-информационная грамотность», «Медиабезопасность» в программы дополнительного образования всех направленностей не только в организациях дополнительного образования детей, но и в школах, о необходимости разработки очных и дистанционных программ повышения квалификации педагогов дополнительного образования и учителей-предметников по вопросам медиаобразования.
Обсуждая возможные способы и формы поддержки развития медиаобразования со стороны государства, учитывая тесное взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с некоммерческими и общественными организациями, участники предложили обратиться к руководству Фонда президентских грантов с просьбой рассмотреть возможность выделить поддержку медиаобразовательных проектов в качестве отдельного конкурсного направления.
Полную версию секции «Медиаобразование: возможности обновления содержания и технологий дополнительного образования» можно посмотреть на канале МПГУ по ссылке: https://youtu.be/Mhq9xAf7Z6w
На открытой площадке «Практик-сессии ИнфоГрам» базе московской школы имени В.В.Маяковского были представлены 12 мастер-классов. На которых медиапедагоги и учителя-предметники разных школ знакомили со своими методиками: уроки визуализации, медиатекст и стратегии коммуникаций, социальные сети – часть медиасреды и т.д.. Особенность мастер-классов была возможность продемонстрировать уже работающие инструменты преподавания. Это дает возможность протестировать методический инструментарий и подтвердить эффективность разработок.
Главной целью организаторов площадки стало собрать педагоов-экспериментаторов и их наработки, обменяться методическими приемами и поделиться опытом интеграции медийно-информационной грамотности в общеобразовательные курсы школы. Участники мастер-классов – и педагоги, и учащиеся – пришли к выводу, что подобные мастер-классы стоит сделать частью образовательного процесса. Таким образом, удастся не только определить вектор развития медиаобразования в нашей стране, собрать банк эффективных технологий и растиражировать их. Кроме того, подобные педагогические эксперименты пробуждают у ребят интерес к медиа, как к особой сфере нашей жизни.
Второй частью «Практик-сессии ИнфоГрам» стала дискуссионная площадка, на которой обсуждались вопросы медиаобразования, как части системы образования России. На ней были представлены результаты исследования медиаграмотности педагогов и учащихся, которые проводилось еще Ириной Владимировой Жилавской в последние месяцы ее жизни совместно с магистрантами медиаобразования. Результаты исследования не столь оптимистичны, большинство учителей, осознанно или нет, не придают серьезного значения собственным медиакомпетенциям. Участники дискуссии обсудили возможные решения задачи повышения медиаграмотности самих педагогов и пришли к выводу, что необходимо подобное исследование провести в масштабах всей страны. Без серьезного анализа уровня подготовленности учителей невозможно определить сценарий развития системы образования.
На секции «Медиапедагогика глазами молодых преподавателей», организаторами которой выступил Совет молодых преподавателей стран-участников СНГ Евразийской ассоциации педагогический университетов, были представлены доклады молодых педагогов всех уровней образования: от школы до вузов России, Казахстана и Беларуси. Коллеги поделились результатами исследований по медиапедагогике, представили опыт применения различных технологий в работе со школьниками, студентами и взрослыми людьми, познакомили со своими проектами медийной направленности. По итогам секции было принято решение создать международный проект по медиаобразованию для будущих и настоящих педагогов, а также разместить свои наработки на сайте Совета молодых преподавателей стран-участников СНГ.
Полную версию секции «Медиапедагогика глазами молодых преподавателей» можно посмотреть на канале МПГУ по ссылке: https://youtu.be/2YdjwwBO9H8
О том, как уже сегодня выглядит школа будущего говорили в рамках Практик-сессии «Медиакласс в школе: цели и задачи в условиях глобального информационного мира». Ирина Владимировна Мамонова, медиапедагог московской школы №657, представила авторскую образовательную модель – «Модель медиакласса по теории Маклюэна-Жилавской». Модель основана на принципах Теории всеобщих медиа Жилавской. Модель медиакласса уже сегодня реализуется в школе № 657 и показала свою эффективность.
Также свою версию конвергентного урока в рамках профильного класса «медицинский класс» представила Ольга Николаевна Беляева, учитель биологии школы В.В. Маяковского. Она рассказала о нескольких сценариях урока, с подробным комментарием о подготовке и проведению, а также анализом результатов. Елена Игоревна Давыдова-Мартынова, автор курса «Медиапрект», медиапедагог московской школы № 57 рассказала как организовать образовательный процесс в медиаклассе, какое оборудование использовать, как вовлечь в проектную деятельностью и каким должен быть медиапроект. Внимание участников сессии на роли административной команды образовательного учреждения акцентировала зам.директора школы им. В.В. Маяковского Ольга Николаевна Курочкина. Она рассказала, как изменилась структура образовательного процесса, когда в него интегрировались компоненты медиаобразования и медийно- информационной грамотности.
По итогам сессии сложилось не только четкое представление о том, как должна выглядеть современная школа, но и были заявлены ближайшие шаги по продвижению принципов новой школы – определена основа дорожной карты, разработку которой участники сессии поручили АСМО. Но главное достижение сессии – заявленные идеи о совместных медиапроектах. В ближайшее время две московские школы решили стать партнерами.
Полную версию Практик-сессии «Медиакласс в школе: цели и задачи в условиях глобального информационного мира» можно посмотреть на канале МПГУ по ссылке: https://youtu.be/jB02hJBe2Kg
Дочери Ирины Владимировны Жилавской, чтобы продолжать дело в области медиаобразования учреждают Премию в области медиаобразования имени Ирины Жилавской. В этом году премия будет присуждаться одному из лучших медиапедагогов, победителей конкурса «Медиапедагог года», организованного Ассоциацией специалистов медиаобразования.
Справка:
Ирина Владимировна Жилавская (24.09.1955-27.05.2021)
Выдающийся ученый, журналист, медиапедагог, общественный деятель Ирина Владимировна Жилавская стала одним из самых уважаемых и известных людей своего времени, предвосхищая эпоху в вопросах медийной и информационной грамотности. Всю жизнь, работая с информацией, пройдя путь от журналиста до ученого, сформулировала такие понятия как: информальные медиа, журналистская модель медиаобразования, медиаобразовательная деятельность СМИ, медиаинформационная грамотность, медиаповедение личности и другие. А также разработала теорию всеобщих медиа, которая подразумевает существование надсистемных свойств медиа, в частности, такого свойства как виативность.
В течение всей научной, журналистской и педагогической деятельности она издала сотни трудов по медиаобразованию, медийной и информационной грамотности и педагогике.
До последних дней жизни работала руководителем Кафедры ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан при МПГУ, заведующий кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, редактором электронного научно-образовательного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация» и возглавляла Ассоциацию специалистов медиаобразования.
Ирина Владимировна трагически ушла из жизни 27 мая 2021 года (COVID-19)
Мемориальный сайт Ирины Жилавской http://zhilavskaya.ru/
Страница «Код памяти» Ирины Жилавской https://memorycode.ru/page/30516397