23 октября в Московском педагогическом государственном университете прошло заседание коллегии Министерства просвещения РФ под председательством министра просвещения Сергея Кравцова.
На обсуждение было вынесено три основных вопроса:
– новая стратегия развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2030 года;
– подготовка педагогических работников;
– утверждение концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающего Историко-культурный стандарт.
Для динамичного развития учителей, переосмысления системы педагогического образования, для профессионального роста учителей через систему повышения квалификации и конкурсы профессионального мастерства Сергей Кравцов создал экспертный Всероссийский педагогический совет, в который вошли учителя всех регионов нашей страны.
В этом году средний балл поступления в педагогические вузы увеличился, это говорит о том, что профессия педагога стала популярной среди молодежи, сообщил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
По словам министра, проходной балл на бакалавриат составил 70 баллов, это выше, чем в прошлые годы.
«Необходимо выстраивать взаимодействие будущего педагога и ученика как можно раньше, делать все, чтобы школа была открыта для студентов, а вузы – для школьников. Это также одно из условий создания единого образовательного пространства», – сказал Сергей Кравцов.
Министр отметил, что важно обеспечить студентам возможность больше узнать о профессии на практике, выяснить, что надо современным детям.
«В помощь студентам мы будем проводить олимпиады, конкурсы, подготовка к которым будет развивать педагогическое чутье, показывать студентам их сильные и слабые стороны. Помощь вузов важна для повышения квалификации школьных учителей», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Глава Минпросвещения заявил, что философия современной школы должна быть направлена на непрерывное повышение уровня знаний и на умение применять эти знания.
Эксперты обсудили создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров системы образования в контексте достижения национальных целей по повышению качества образования, включая новые возможности профессионального развития и роста для молодых педагогов.
«Буквально на наших глазах происходят радикальные изменения в понимании педагогической профессии: это уже не только преподавание конкретного предмета, хотя эта задача подготовки в веке знаний актуальна по-прежнему. Но еще и инклюзия, и работа с детьми с ОВЗ, билингвами и мигрантами, дополнительное образование, руководство проектной и исследовательской деятельностью. Задачей учителя стали формирование функциональной грамотности и гибких навыков. Добавим к этому задачи классного руководства, внеклассной работы, работы с родителями. Все больше внимания мы должны уделять влиянию на социум», – отмечает ректор МПГУ Алексей Лубков.
«Меняется мир, меняются дети, сегодня школы – это место не только передачи опыта и знаний старших, но и место партнерства поколений. Качественное образование является совокупностью многих элементов: это дошкольное образование, школа, дополнительное образование, коррекционная педагогика, педвузы, повышение квалификации, среднее профессиональное образование. В центре всего этого находятся люди, их ежедневный труд. Наша цель – чтобы термин «качественное образование» был понятен каждому», – добавил Сергей Кравцов.
При этом важно обеспечить единство образовательного пространства, поскольку цели перед педагогами стоят общегосударственные. Необходимы нелинейные изменения в содержании педагогического образования. Усилением одной лишь его части – предметной или психолого-педагогической – эту задачу не решить. Нужна интеграция по горизонтали, метапредметность, основой которой станет направленность на обучение, воспитание и развитие ребенка, считает ректор МПГУ Алексей Лубков. Он предложил обеспечить содержательное единство базовой части подготовки, необходимо разработать универсальную модель подготовки на основе блочно-модульного принципа.
«В структуре этой модели должна быть определена обязательная для всех педагогических программ инвариантная часть, обеспечивающая единство образовательного пространства, и вариативная часть, меняющаяся в зависимости от актуальных задач развития отрасли», – заявил Алексей Лубков.
Новой модели подготовки требует сельская школа – предмет особого внимания экспертов сферы образования. Сельской школе необходим учитель, который способен вести полипредметное обучение, выполнять функции психолога и социального педагога, воспитателя и тьютора.
По мнению ректора МПГУ, во многом задачу комплексной подготовки учителя будущего могла бы решить моноуровневая подготовка по специальностям.
«Это не просто возвращение к прошлой модели, которая существовала до 2010 г. практикоориентированная модель специалитета с понятным адресатом и квалификацией «учитель» в новом виде могла бы включить все компоненты подготовки педагога, в том числе усилить региональный и вузовский компоненты», – считает Алексей Лубков.
Еще одна ключевая тема – новая концепция стратегии развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2030 года. В частности, актуализация образовательных программ и подготовка кадров в соответствии с запросами региональных экономик, обновление инфраструктуры и материально-технической базы российских коллежей, демонстрационный экзамен, как объективная оценка студентов СПО.
В системе среднего профессионального образования необходимо с самого старта включать предприятия в процесс образования, программы подготовки, организации и прохождения практики, чтобы в будущем предприятия могли принимать готовых специалистов на работу, сообщил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
«Совместно нам удастся выстроить качественную систему подготовки кадров, опираясь на запросы рынка», – сказал Сергей Кравцов.
Глава Минпросвещения России подчеркнул, что стандарты СПО должны исходить из запроса экономики.
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова предложила Министерству просвещения РФ рассмотреть вопрос о возвращении сиротам льгот на поступление в учреждения среднего профессионального образования и при необходимости инициировать поправки в законодательство.
Кузнецова напомнила, что ранее дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при условии успешного прохождения вступительных испытаний, принимались в учреждения среднего профессионального обучения вне конкурса. В 2013 году при вступлении в силу нового федерального закона «Об образовании» указанная норма силу утратила.
Также, Анна Кузнецова предложила компенсировать аренду жилья детям-сиротам и детям без попечения родителей на время их обучения в колледжах, чтобы избежать «профанации» выбора образовательного учреждения с наличием общежития.
Заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк представил новый проект концепции учебного курса «История России», над которой работали ведущие педагоги, научные учреждения и профильные образовательные организаций высшего образования.
Проект разработан Ассоциацией «Российское историческое общество» и создан для образовательных организаций России, реализующих основные общеобразовательные программы.
Все эти задачи направлены на выполнение главной цели – вхождения России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Концепция содержит раздел «Методологические основы курса», который включает многоуровневые представление истории, многоаспектный характер предмета.
При подготовке концепции были учтены замечания, которые поступили от представителей научной и педагогической общественности, общественных и религиозных организаций, ведущих научных учреждений, Ассоциации учителей-предметников, РАН, РАО, ФИПИ. В обсуждении проекта концепции приняли участие советник президента России Владимир Мединский, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата Митрополит Иларион, председатель комитета по науке и образованию Государственной думы Вячеслав Никонов и ведущие историки нашей страны.
На проект концепции получены рецензии Московского педагогического государственного университета и Института стратегии развития образования РАО.
«Концепция будет способствовать реализации основных направлений государственной политики. Кроме того, он направлен на обеспечение единства образовательного пространства и преемственность уровней общего образования», – отметил заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк.
«Плюрализм в оценке исторических событий принес большие неприятности подрастающему поколению. Сегодня я впечатлена, что закончилась длительная работа, и мы имеем возможность сказать, что у нас принята концепция учебного курса «История России». Наконец-то наши школьники смогут изучать 20 век в полном объеме», – поддержала принятие концепции председатель Попечительского совета РАО Ольга Васильева.
В завершение заседания коллегии Министерства просвещения РФ Сергей Кравцов вручил благодарственные грамоты выдающимся работникам средне-профессионального образования.
Фотоматериалы:
Управление протокольных мероприятий МПГУ,
Пресс-служба Министерства просвещения РФ