Более 2500 участников зарегистрировалось на педагогический образовательный форум “Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества”.
Организаторами форума выступили Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет», Ассоциация развития педагогических университетов и институтов, Евразийская ассоциация педагогических университетов.
В приветствии участников форума замминистра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк среди ключевых вопросов назвал вопросы повышения качества образования, синхронизацию педагогических компетенций с компетенциями школьного образования, развитие целевой аспирантуры и докторантуры для работников школ и учреждений дополнительного образования.
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев отметил, что сейчас идет борьба ценностей, и трансформацию образования нельзя свести только к техническим решениям.
Председатель попечительского совета Российской академии образования Ольга Васильева заострила внимание на консолидацию сил науки в ключе решения назревших проблем системы подготовки учителя и его обучения в течение всей профессиональной жизни. Ольга Юрьевна подчеркнула, что научно-образовательная деятельность в педвузах тоже должна консолидироваться и направить усилия на подготовку кадров высшей квалификации для школ и колледжей, в том числе через целевую аспирантуру.
Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, посол по особым поручениям МИД России Георгий Орджоникидзе передал свое приветствие, в котором говорилось, что осенью этого года ЮНЕСКО представит предложения по стандартам квалификации учителей.
Эксперты обсудили основные стратегические направления развития системы непрерывного педагогического образования и способы решения актуальных задач подготовки педагогических кадров в условиях системной трансформации современного общества.
Об идеологии и технологии педагогического образования сделал доклад первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию и науке Олег Смолин.
– Наша молодёжь испытывает колоссальный интерес к электронному обучению в зарубежных электронных университетах. Мы должны этому противопоставить электронное обучение в наших университетах. После пандемии доля тех, кто пользуется электронным обучением, значительно выросла. Мы не можем позволять себе технологическую отсталость, – прокомментировал Олег Смолин.
Председатель Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования, директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова рассказала о вызовах XXI века и педагогическом образовании. Главным вызовом, который должна принять система образования, является разработка стратегии научно-технологического развития России.
– ФГОС 3++ содержит большую долю практикоориентированных подходов, что даёт нам возможность выполнить все заказы общества. Но стандарт надо не только разработать, но и исполнять. Надо глубинно перестроить образования в ключе понимания, чего ждёт от нас общество, – прокомментировала Елена Казакова.
Алексей Лубков в своем выступлении охарактеризовал сельскую школу как основное звено системы общего образования. Ректор МПГУ акцентировал внимание аудитории на преимуществе многоуровневой подготовки по специальностям, когда присутствует четкая квалификация “учитель” и структура образования обеспечивает полифункциональность преподавателя.
– Сельская школа не только образовательная организация, но и будущее нашей страны. Одна из главных задач России – преодоление демографического спада. Без поддержки сельских малокомплектных школ мы эту задачу не решим. Сельская школа требует сегодня подготовки учителя многопрофильного. Схема «бакалавр» плюс «магистр», которая сложилась в педобразовании за последние 20 лет, задачи сельской школы не решает. Даже двухпрофильный бакалавр, которого удалось отстоять В.Л. Матросову, не решает задач сельской школы. Мы должны вернуться к специалитету в подготовке учителя для сельской школы с гуманитарным, естественно-научным и другим профилями, – пояснил Алексей Лубков.
Также обсудили эффективные решения и проекты в рамках развития педагогического образования в условиях системной трансформации современного общества ректор Казахского национального педагогического университета имени Абая Такир Балыкбаев, проректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Сергей Василец, ректор Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами Алишер Умаров.
Консолидацию научно-педагогических ресурсов обсудили и представили профессиональному сообществу лучшие образовательные практики директор Волгоградского социально-педагогического колледжа, председатель федерального учебно-методического объединения «Образование и педагогические науки» Александр Калинин, ректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Степан Жолован, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук и лабораторией когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская, ректор РГПУ имени А.И. Герцена Сергей Богданов, ректор НГПУ Алексей Герасев, проректор МПГУ Наталья Склярова, ректор МГППУ Аркадий Марголис, ректор ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского Михаил Груздев, директор Ярославского педагогического колледжа, председатель Ассоциации педагогических колледжей России Михаил Лавров, ректор НГПУ Альфинур Галиакберова, и.о. директора Института стратегии развития образования РАО Наталья Алтыникова.
Второй день форума пройдет завтра, сессии начнут работу в 10:00. Напомним, что ознакомиться с программой, участниками форума и зарегистрироваться на сессии можно здесь: https://mpgu.su/pedagogicheskij-obrazovatelnyj-forum/
Все участники форума получат сертификат участника.