Одним из ключевых мероприятий II Всероссийского форума «Молодые ученые педагогических университетов – технологическому суверенитету России», который стартовал в МПГУ 13 февраля в рамках Недели российской науки, стало совместное заседание федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) по трем уровням образования: общему, среднему профессиональному по УГПС 44.00.00 «Образование и педагогические науки» и высшему по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
В начале мероприятия прозвучал Гимн Российской Федерации.
Открывая заседание, ректор МПГУ, председатель ФУМО по общему образованию Алексей Лубков назвал его беспрецедентным событием – ведь представители всех трех ФУМО впервые объединились в рамках единой повестки. Он напомнил, что при обсуждении Стратегии развития системы образования Российской Федерации до 2036 года с перспективой до 2040 года уделяется особое внимание непрерывности педагогического образования.
Ректор поблагодарил коллег за участие в заседании, констатировал, что их «братство» формировалось десятилетиями, и отметил особую роль РАО в сопровождении процессов, связанных с обеспечением непрерывности. Заседание он назвал «пленумом ФУМО», цель которого – «закрепить то, что нас объединяет». При этом, по его мнению, ключевые вопросы необходимо решать совместно с учредителем (Минпросвещения России) и регулятором (Минобрнауки России).
Алексей Лубков обозначил основные вехи развития педагогического образования в последние годы. Это и пилотный проект по апробации новой модели высшего образования, в котором участвует МПГУ, и разработка ядра педагогического образования, которое постоянно совершенствуется. Особое внимание уделяется фундаментальной подготовке педагогов –появилось понятие «новой фундаментальности».
«Задача всех наших объединений – работать на опережение», – констатировал ректор и привел пример опережающего развития физической науки в МПГУ, которое осуществлялось задолго до того, как с высоких трибун стали говорить о технологическом суверенитете. Целью проекта «Новая физика», который реализуется в МПГУ в рамках пилотного проекта, является научно-методическое обоснование обновления содержания школьных программ по физике и подготовки учителей физики.
Алексей Лубков также упомянул о важности обновления гуманитарного образования, о роли педагогических вузов в подготовке учебников. Он добавил, что сегодняшние авторы учебников, учившиеся у выдающихся ученых в МПГУ или РГПУ им. Герцена, во многом возвращаются к посылам своим учителей – например, к пониманию России как государства-цивилизации. «Выдающееся фундаментальное значение педагогических университетов нельзя недооценивать», – считает ректор МПГУ.
В завершение своего выступления он выразил надежду, что «пленум ФУМО» станет важной вехой в деле укрепления единых подходов в российском педагогическом образовании.
В роли ведущей заседания выступила первый проректор МПГУ, директор ВНМЦ «Философия образования» Наталья Склярова.
С приветствием к его участникам обратилась директор Департамента кадровой политики Минпросвещения России Ирина Кокоева. Она напомнила, что многие присутствующие входят в рабочие группы по проектированию Стратегии развития системы образования Российской Федерации до 2036 года с перспективой до 2040 года, а одним из ключевых эффектов ее реализации должно стать эффективное распределение кадров в системе образования и увеличение кадровой мобильности педагогов.
«При подготовке педагогов важно начать работу еще со школы. Процесс обучения должен быть непрерывным, включая профориентацию, высшее педобразование и постдипломную поддержку. По инициативе Министра просвещения РФ Сергея Кравцова с 2020 года развивается сеть психолого-педагогических классов, число которых в 2024-2025 учебном году превысит 9 тысяч. Эти классы помогают создать единое образовательное пространство для осознанного выбора профессии и привлечения мотивированных абитуриентов в педвузы», – отметила Ирина Кокоева.
Вице-президент РАО Виктор Басюк поприветствовал участников заседания от имени президента РАО Ольги Васильевой и поддержал тезис ректора МПГУ об эпохальности и своевременности этого события.
Виктор Басюк отметил важность огромной работы, которую провели ФУМО, РАО и существовавшая в тот период Академия Минпросвещения России, по созданию и развитию психолого-педагогической направленности в среднем общем образовании. По его мнению, решение создать именно психолого-педагогическую направленность, а не профиль, было правильным, потому что ее могут выбирать ученики, обучающиеся по любым профилям в старшей школе. И сегодня выпускники психолого-педагогических классов и групп успешно поступают в педвузы страны.
Вице-президент РАО затронул и другие актуальные темы, как, например, обеспечение единства содержания педагогического образования от школы до вуза, формирование ценностно-мировоззренческой основы личности будущего педагога, научно-методическое сопровождение системы образования.
И.о. директора Института содержания и методов обучения, заместитель председателя ФУМО по общему образованию Максим Костенко подчеркнул, что на всех уровнях образования усилия должны быть направлены на формирование, развитие, воспитание личности юного россиянина – патриота своей страны, с высокой моралью и нравственностью, интеллектуально, физически и творчески развитого человека на основе традиционных ценностей, сформулированных в указе Президента России. Содержание этих ценностей должно быть интегрировано во все учебные предметы и дисциплины всех учебных планов на всех уровнях образования.
Начальник отдела методологии Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки России Татьяна Попова в своем выступлении сделала акцент на пилотном проекте по апробации новой модели высшего образования, по итогам которого в этом году предстоит внести законопроект о соответствующих изменениях. Она сообщила, что стандарты нового поколения планируется строить на принципах фундаментальности и ориентации на практику. Кроме того, студентам будет предоставлена возможность получения дополнительной квалификации – например, квалификации педагога.
Директор Некрасовского колледжа (Санкт-Петербург), председатель ФУМО СПО по УГПС 44.00.00 «Образование и педагогические науки» Елена Федотова уделила внимание преемственности подготовки педагогов на разных уровнях образования. По ее мнению, ей нужно уделять больше внимания в нормативных документах – например, обеспечить полное соответствие компонентов ФГОС СПО нового поколение и ядра СППО. Она также предложила установить преференции успешным выпускникам психолого-педагогических классов и групп при поступлении в педколледжи и вузы.
Директор Института педагогики СПбГУ, председатель ФУМО в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» Елена Казакова напомнила, что ФУМО – это экспертное сообщество, усилия которого должны быть сосредоточены на решении задач, поставленных руководством страны. Одна из них – внедрение дополнительной профессиональной подготовки по педагогике в классических, технических и других вузах. По ее мнению, постановка этой задачи свидетельствует об уважении к педагогике, а от экспертов теперь требуются четкие действия и ясные описания – как и в каких объемах организовать подготовку, чтобы эта «замечательная и правильная» инициатива была четко реализована.
Руководитель Центра развития педагогического образования РАО Светлана Минюрова проинформировала коллег о IV Всероссийском форуме по вопросам развития педагогического образования, который проведет РАО 13-14 марта. Она подчеркнула, что на форуме будут обсуждаться основные идеи, прозвучавшие на совместном заседании ФУМО.
В завершении заседания слово было предоставлено и.о. директора Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России Александру Реуту – выпускнику МПГУ, работавшему здесь и защитившему диссертацию. Он поблагодарил Алексея Лубкова за инициативу проведения совместного заседания ФУМО, ставшего, по оценке, «эпохальным событием» и организованного «на высоком уровне, в лучших традициях университета».
Александр Реут отметил, что проведение заседания в стенах МПГУ понятно и символично, что его участникам удалось наметить пути обеспечения непрерывности педагогического образования. По его оценке, преподавателям педвузов иногда действительно не хватает понимания преемственности школьного образования, а в нем сейчас много изменений, которые отражены в стандартах и программах.
«Нужно понимать, что это не модернизация, а прежде всего возвращение к традициям. И очень важно, чтобы с этими изменениями был знаком каждый преподаватель вуза», – подчеркнул и.о. директора департамента.