31 октября – 1 ноября 2024 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная психология в социальных практиках: проблемы и перспективы исследования психологической помощи семьям участников (ветеранов) специальной военной операции».
Научно-практическая конференция была организована в рамках поручения Министерства просвещения. Организатором мероприятия выступил Институт педагогики и психологии МПГУ. Конференция объединила 15 педагогических университетов страны, а также Международный детский центр «АРТЕК». В мероприятии приняли участие более 1000 человек, среди них представители научного сообщества и психологических служб Москвы, Санкт Петербурга и регионов России, студенты педагогических вузов страны.
Основными направлениями работы конференции стали:
– ценностно-смысловые основы психолого-педагогической помощи членам семей участников (ветеранов) СВО;
– теоретические и методологические проблемы психолого-педагогической помощи в трудных жизненных ситуациях в образовании;
– нравственно-аксиологический потенциал семьи, в том числе семей участников (ветеранов) СВО;
– методы и технологии психолого-педагогической помощи членам семей участников (ветеранов) СВО;
– подготовка специалистов – психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов по оказанию психологической помощи семьям участников (ветеранов) СВО в образовании;
– работа с семьями участников (ветеранов) СВО в социальной сфере.
31 октября мероприятия конференции проходили, как в Институте педагогики и психологии МПГУ, так и на площадках университетов-партнеров во многих городах Российской Федерации. Наши партнеры:
Алтайский государственный педагогический университет;
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы;
Государственный университет просвещения;
Луганский государственный педагогический университет;
Московский государственный психолого-педагогический университет;
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
Российский государственный профессионально-педагогический университет; Самарский государственный социально-педагогический университет;
Томский государственный педагогический университет;
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова;
Уральский государственный педагогический университет;
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева; Шадринский государственный педагогический университет;
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского;
Международный детский центр «АРТЕК».
В рамках работы пяти различных секций, заседания Координационного Совета Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования, пяти круглых столов, экспертной сессии, пяти мастер-классов обсуждались актуальные вопросы психологической помощи семьям участников (ветеранов) специальной военной операции.
Обсуждение на конференции проходило в нескольких ключевых направлениях. Были затронуты ценностно-смысловые основы психолого-педагогической помощи членам семей участников (ветеранов) СВО, теоретические и методологические проблемы оказания помощи в трудных жизненных ситуациях в образовательных учреждениях.
Были рассмотрены практические методы и технологии психологической помощи, доступные для поддержки семей наших защитников, а также важность подготовки квалифицированных специалистов-психологов, педагогов-психологов и социальных педагогов, которые смогут оказывать необходимую поддержку семьям участников специальных военных операций в сфере образования.
Конференция стала площадкой для обмена опытом, теоретическими подходами и практическими инновационными решениями, что, безусловно, окажет положительное влияние на совершенствование психолого-педагогической поддержки семей в условиях современных вызовов.
1 ноября, в день 152-летия нашего университета, состоялось пленарное заседание. С приветственными словами к участникам конференции обратились:
Лубков Алексей Владимирович, ректор МПГУ, академик РАО, доктор исторических наук, профессор.
Алексей Владимирович отметил, что консолидация и взаимодействие специалистов в области педагогики и психологии поможет значительно укрепить подходы в решении проблем семей участников специальной военной операции и найти оптимальные пути оказания необходимой помощи. Отметил вклад Московского педагогического государственного университета в решение насущных вопросов организации психологической помощи в образовании.
Тарасов Сергей Валентинович, ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.
В своём приветственном слове участникам конференции Тарасов С.В. подчеркнул, что перед педагогическими вузами поставили важную государственную задачу – помощь семьям участников СВО, которую они должны выполнить с большой ответственностью.
Марфина Жанна Викторовна, депутат Народного Совета Луганской Народной Республики, и.о. ректора Луганского государственного педагогического университета, кандидат филологических наук, доцент, отметившая высокую значимость проведения данного мероприятия.
Лантратова Яна Валерьевна, депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по просвещению.
Яна Валерьевна в своём приветственном слове сделала акцент на отличительных чертах психологической помощи, которая в той или иной мере нужна практически каждому бойцу и его близким, в связи чем возник большой запрос на специализированные программы подготовки психологов, способных сопровождать семьи в трудной жизненной ситуации и работать с горем и эту задачу невозможно решить без вовлечения научного сообщества педагогических вузов.
Фальковская Лариса Павловна, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, кандидат психологических наук, почётный работник общего образования Российской Федерации.
Лариса Павловна коснулась деятельности Министерства просвещения и специалистов департамента, которые с самого начала специальной военной операции сопровождают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воссоединенных территориях, с целью организации и оказания им разных видов помощи. Она отметила, что личностное участие и вовлеченность каждого из специалистов департамента даёт им возможность чувствовать остроту момента и принимать решения, которые будут ориентированы на комплексное решение вопросов сопровождения и помощи семей участников (ветеранов) специальной военной операции.
Особое внимание в своей речи Лариса Павловна также уделила работе Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, его включенности в непосредственное оказание психологической помощи семьям, а также работе межвузовской рабочей группы по реализации дополнительных мероприятий по научно-методическому обеспечению организации психологической помощи членам семей участников (ветеранов) специальной военной операции.
В ходе пленарного заседания с докладом выступил ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, доктор психологических наук Марголис Аркадий Аронович, который представил доклад, посвященный вопросам подготовки педагогов-психологов для оказания психологической помощи семьям участников (ветеранов) СВО.
Басюк Виктор Стефанович, и.о. вице-президента РАО, академик РАО, заведующий кафедрой психологии развития личности Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук, профессор, в своем выступлении сфокусировал внимание на проблеме внутренней позиции личности как ресурса процесса ресоциализации членов семей (ветеранов) СВО.
Багдасарян Вардан Эрнестович, заведующий кафедрой истории России Государственного университета просвещения, ведущий эксперт Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» Московского педагогического государственного университета, доктор исторических наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации представил доклад «Героика СВО: отношение общества к участникам боевых действий как фактор духовно-нравственного и психологического здоровья».
В пленарном заседании приняли участие руководители всех пяти подгрупп межвузовской рабочей группы по реализации дополнительных мероприятий по научно-методическому обеспечению организации психологической помощи членам семей участников (ветеранов) специальной военной операции.
Огнев Александр Сергеевич, заместитель директора Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Финансового университета, эксперт Всероссийского научно-методического центра «Философия образования», доктор психологических наук в своем выступлении представил возможности применения системно-аналитического подхода к прагматическому моделированию будущего.
Доклад Светланы Александровны Безгодовой, и.о. директора Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, был посвящен задачам методического сопровождения психологической помощи семьям участников (ветеранов) специальной военной операции.
Васягина Наталия Николаевна, заведующий кафедрой психологии образования Уральского государственного педагогического университета, доктор психологических наук, профессор поделилась опытом работы педагогического вуза в обеспечении и организации психологической помощи членам семей участников (ветеранов) специальной военной операции в системе образования: на примере Уральского государственного педагогического университета.
Цымбалюк Анна Эдуардовна, руководитель психологической службы Ярославского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук, доцент раскрыла аспекты психологической службы вузов в подготовке студентов к сопровождению детей участников (ветеранов) СВО.
Брель Елена Юрьевна, руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, члена-корреспондент РАО, профессор кафедры психологии развития личности Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук, обозначила возможности включения преподавателей в процесс психолого-педагогического сопровождения студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На заседании также выступили: Кирсанова Вероника Геннадиевна, декан факультета психологии Государственного университета просвещения, кандидат психологических наук с докладом, в котором изложила опыт реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для ветеранов СВО.
Холодкова Ольга Геннадьевна, директор Института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук, доцент в своем выступлении подняла вопрос о трансформации смысловых образований личности в условиях длительной стрессовой ситуации антропогенного характера, и о направлениях психологической помощи в данной ситуации.
Гончарова Наталья Геннадьевна, руководитель управления психологического сопровождения Международного детского центра «Артек» говорила об опыте психолого-педагогического сопровождения детей из семей участников СВО.
Тамарская Нина Васильевна, заведующего кафедрой социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор обозначила ценностно-смысловые аспекты психолого-педагогического сопровождения и психолого-педагогической помощи членам семей участников (ветеранов) СВО.
В завершении пленарного заседания, директор Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, Сахарова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, профессор, представила методическое пособие «Психолого-педагогическое сопровождение семей участников (ветеранов) специальной военной операции в образовании».
Выступления на пленарном заседании и других мероприятиях конференции продемонстрировали уровень внимания и интереса к проблеме оказания психолого-педагогической помощи семьям участников (ветеранов) СВО.
Всероссийская конференция «Социальная психология в социальных практиках: проблемы и перспективы исследования психологической помощи семьям участников (ветеранов) специальной военной операции» – одна из первых по данной проблематике, но мы уверены, что цикл таких встреч станет регулярным и расширит внимание ученых, преподавателей, профессионалов-практиков и студентов к решению этой чрезвычайно важной проблемы.
Материалы конференции будут опубликованы в специальном сборнике.