5 декабря на пленарном заседании в Главном корпусе университета собрались воспитатели, методисты, заведующие детскими садами, представители педагогических университетов и институтов развития образования, органов государственной власти и социально-ориентированного бизнеса из регионов России. Многие коллеги подключились к трансляции пленарного заседания онлайн.
Участников VIII Всероссийского съезда работников дошкольного образования приветствовал ректор МПГУ Алексей Лубков. Он отметил, что гостей университета Москва встречает хорошей погодой, и напомнил, что в 9-й (Ленинской) аудитории, где проходит пленарное заседание съезда, столь значимые мероприятия проводятся в течение столетия.
Пленарное заседание началось с исполнения Государственного Гимна Российской Федерации, после чего состоялось выступление Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова. Он рассказал о важности повышения значимости дошкольного образования и обсудил с участниками съезда необходимость сохранения единого образовательного пространства в детских садах.
«Дошкольное образование – важный уровень воспитания и развития ребенка. Очень многое в формировании личности, мировоззрения закладывается именно в возрасте до 6-7 лет. Поэтому от того, насколько качественно система дошкольного образования вместе с родителями организует воспитание детей и создает условия для их гармоничного развития, во многом зависит будущее подрастающего поколения. Сегодня необходимо повысить значимость этой сферы», – подчеркнул Сергей Кравцов.
«Основные положения доклада Министра просвещения Российской Федерации знаменуют собой возвращение к пониманию детства как особого периода жизни человека. Именно такое понимание этого феномена было свойственно отечественной культуре и литературе на протяжении долгих лет. Нам возвращен очень важный посыл, который, к сожалению, не так давно был утрачен», – отметил Алексей Лубков.
Доклад Сергея Кравцова прокомментировали и другие участники съезда. В частности, завкафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена Александра Гогоберидзе констатировала, что Министр обозначил не только проблемные точки, но и перспективы развития «нашей лучшей в мире системы дошкольного образования». Завкафедрой возрастной психологии МПГУ Елена Изотова передала Министру «пожелания от практиков», особо отметив важность интеграции образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения ребенка в детском саду. Сергей Кравцов также ответил на вопросы участников съезда. Участники мероприятия поблагодарили Министра просвещения РФ за построенные в разных регионах детские сады.
Член Комитета Госдумы по просвещению, руководитель Всероссийской общественной организации «Воспитатели России» Лариса Тутова напомнила, что съезд работников дошкольного образования проводится раз в два года, а шесть лет назад его участники так же встречались в той же аудитории МПГУ. «Лично я все это время ощущала наше единство – нашу большую, дружную, профессиональную команду «дошкольников»», – отметила она.
Директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка, профессор кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ Елена Приступа перечислила вызовы, на которые должна дать ответы система дошкольного образования. В их числе обеспечение ее доступности для всех, кому необходимы особые условия получения образования, эффективное взаимодействие с родительским сообществом, развитие инфраструктуры, технологических ресурсов детских садов и многое другое.
Заместитель президента Российской академии образования Жанна Садовникова зачитала приветственный адрес президента академии Ольги Васильевой. В нем, в частности, было отмечено, что дошкольное образование в нашей стране переживает новый этап своего развития, связанный с повышением его значимости: «Без качественного дошкольного образования, построенного на научно обоснованных принципах, невозможно создание единого образовательного пространства в стране».
В свою очередь, Жанна Садовникова, обратившись к Алексею Лубкову, отметила, что организаторам съезда удалось создать доверительную атмосферу. В своем выступлении она акцентировала внимание на том, что возможность не откладывать решение о рождении первого ребенка во многом зависит от правильно выстроенной работы в системе дошкольного образования: будущие мамы могут быть уверены, что передадут ребенка в надежные руки.
Ректор РГПУ им. А.И.Герцена Сергей Тарасов заявил, что нет более важной сферы образования, чем дошкольное, – это фундамент и залог дальнейшей счастливой жизни человека. «Вам мы отдаем самое дорогое, что у нас есть, – наших детей и внуков», – обратился он к участникам съезда. По мнению ректора, становление профессии педагога дошкольного образования неразрывно связано с историей РГПУ и МПГУ, где на протяжении долгих лет действуют методические и научные школы данного профиля.
Об опыте подготовки педагогических кадров для дошкольного образования в МПГУ рассказал Алексей Лубков. Он сообщил, что факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ более века является крупнейшим в России центром по разработке научных проблем дошкольного образования, подготовки специалистов для этой сферы. На факультете сохранились четыре кафедры, его преподаватели входят в рабочие группы Минпросвещения России по разработке федеральной образовательной программы дошкольного образования, методических рекомендаций по ее внедрению, созданию перечня оборудования и оснащения детских садов, программы педагогического просвещения родителей и других.
«Сегодня, когда обсуждается вопрос о новой структуре высшего образования, наш университет разрабатывает и внедряет пилотный проект подготовки педагогических кадров, включая педагогов дошкольных образовательных организаций. Наряду с формированием базовых профессиональных компетенций в области дошкольной педагогики, психологии и методик дошкольного образования, значительное внимание уделяется воспитательной деятельности, формированию высоконравственной личности будущего педагога, разделяющего российские традиционные духовные ценности», – добавил ректор МПГУ.
Директор департамента по работе с образовательными организациями Российского общества «Знание» Альбина Бикбулатова также отметила, что в МПГУ для участников съезда удалось создать прекрасную атмосферу, позволяющую плодотворно работать. Она напомнила, что сейчас ведется подготовка Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года, и в этом документе будет уделено внимание дошкольному образованию и воспитанию гармонично развитой личности.
Видеоприветствия участникам съезда направили председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова, председатель правления «Движения Первых» Артур Орлов, министр просвещения и языковой политики Республики Абхазия Инал Габлия, министр образования и науки Республики Южная Осетия Аслан Лолаев, министр просвещения Приднестровской Молдавской Республики Светлана Иванишина.
На пленарном заседании также выступили руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Заместитель губернатора Орловской области в правительстве Орловской области по внутренней политике Ирина Патронова рассказала о реализации в регионе государственной ценностной политики в контексте единого образовательного пространства, а и.о. министра образования и науки Республики Башкортостан Ильдар Мавлетбердин – о развитии региональной системы гражданско-патриотического воспитания на уровне дошкольного образования.
Дискуссию завершила заместитель Министра просвещения Российской Федерации Ольга Колударова. Она отметила, что на пленарном заседании прозвучало много достойных предложений и что мнения участников съезда крайне важны для министерства.
VIII Всероссийский съезд работников дошкольного образования продолжается 5-6 декабря. В программе дискуссионные площадки по таким темам, как «Ценностный фундамент дошкольного образования», «Условия для развития дошкольника», «Непрерывная подготовка и развитие педагога дошкольного образования», «Традиционные семейные ценности в дошкольном образовании» и другие. Также запланированы виртуальные педагогические мастерские. Во всех мероприятиях примут активное участие преподаватели и ученые МПГУ.