30-31 января 2025 года на площадке Международной гимназии «Сколково» состоялся Всероссийский «Физтех-Форум – 2025».
Организатор Форума – Ассоциация школьного кластера по содействию развитию инженерного образования среди молодежи и опережающей подготовке технологических лидеров (далее – АШК). В ноябре 2024 года МПГУ стал деловым партнером АШК, о чем на заседании ученого совета Университета было заключено соглашение.
Команда МПГУ приняла активное участие в работе Форума. Представители ректората и институтов естественной группы посетили выставку производителей учебного оборудования и средств обучения, стали участниками пленарной дискуссии, круглых столов и мастер-классов.
Старт открытию «Физтех-Форума – 2025» дала пленарная дискуссия на тему «Образование, наука и бизнес: проблемы и перспективы взаимодействия в массовой практике», в которой приняли участие ректоры ведущих технических и педагогических вузов: Ливанов Д.В., Лубков А.В., Кулешов А.П., а также представители бизнеса и АШК.
В ходе обсуждения ректор МПГУ Алексей Лубков отметил исключительную роль фундаментальности как соотношения предметной, практической и аксиологической составляющих подготовки, в том числе и для естественнонаучного и математического образования. Надо, – акцентировал ректор МПГУ, – чтобы, говоря о подготовке физиков, мы не забывали об очень важных гуманитарных составляющих подготовки инженеров, физиков, ученых, исследователей. Потому что само представление о мире и расширяющееся знание о нашей вселенной не укладывается в классические модели, и здесь необходимо творчество.
«Как известно, девиз нашего университета – «Верен традициям, открыт инновациям», поэтому в подготовке студентов мы придерживаемся позиции, что педагоги должны взять лучшие традиции в преподавании предметов, которые были в советской школе (что и переняли у нас азиатские страны): фундаментальность, системность, практикоориентированность. Одновременно нельзя забывать, что учебный процесс должен быть уникальным, творческим и максимально индивидуализированным. У нас в Университете есть проект, который мы уже в течение двух лет, при поддержке нашего Министерства посвящения, реализовываем. Он называется «Новая физика». Это как раз попытка дать ответ на те вызовы, которые сегодня должны удовлетворить и школу, и высшую школу, и бизнес, и технологическую сферу» – сказал Алексей Лубков.
На Форуме были затронуты вопросы перспективного развития отечественной школы, проблемы профильного обучения. Представители ведущих инженерных корпораций вспоминали свой школьный опыт и путь в профессию. Была отмечена важность школы как института образования, воспитания и социализации.
Один из мастер-классов – «Интернет своими руками» – стал площадкой представления практического опыта Института физики, технологии и информационных систем МПГУ по проведению уроков физики. Коллеги поделились со всеми желающими необычными и яркими педагогическими приемами мотивации учащихся. В ходе мастер-класса участникам предлагалось разобрать одну из экспериментальных задач, связанную с современными технологиями, разработанную и апробированную на школьниках и студентах в рамках реализации проекта «Новая физика».
Директор ИФТИС Лозовенко С.В. принял участие в круглом столе «От кружка к участию в Национальной Технологической Олимпиаде (НТО)». Модератором круглого стола был Михаил Просекин, к.ф.-м.н., член группы по Кружковому движению НТИ (член АШК) от «системы Сколково». Спикером – был президент Ассоциации участников технологических кружков Алексей Федосеев. В центре внимания были два вопроса:
- Почему благодаря инженерным олимпиадам возникают более глубокие способы интеграции и стыковки математического, физико-инженерного, физико-технического знания?
- Как организовывать соревнования в эпоху ChatGPT?
В конце дискуссии модератор круглого стола задал персональный вопрос Сергею Лозовенко: «Какая должна быть подготовка учителя физики в современных условиях?» Сергей Лозовенко ответил, что современный учитель должен формировать критическое и креативное мышление школьников, а для этого надо решать с учащимися не только шаблонные задачи (чем страдает образование), а открытые задачи – задачи, решение которых не может быть однозначным, привязанным к тем или иным известным правилам, алгоритмам. Такие задачи пока не в состоянии решать за ученика ИИ. И этому мы стараемся учить современных студентов, обучающихся в ИФТИС МПГУ.»
Сотрудники Института биологии и химии МПГУ также приняли активноеучастие в различных мастер-классах, наметили партнерство с бизнес-сферой. Так, интерес вызвала компания Полигонатор – разработчик программного обеспечения VR-тренажеров, в том числе для беспилотных летательных аппаратов в связи с тем, что в Институте биологии и химии успешно реализуются программа профессиональной переподготовки «Преподаватель-организатор безопасности жизнедеятельности» и программа повышения квалификации «Подготовка пилотов-операторов беспилотных летательных аппаратов типа «мультикоптер».
Наибольший интерес сотрудников ИБХ на Физтех Форуме-2025 вызвал Круглый стол по направлению «Образование: биотехнологии и медицина», модератором которого выступил выпускник МПГУ 2000 года − Куликов Евгений Евгеньевич,канд. биол. наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории вирусов микроорганизмов ФИЦ «Биотехнологии» РАН, руководитель направления «Биохимтех» ФТЛ им. Капицы.
Основная тема Круглого стола − «Биотехнологии в школьном образовании: вызовы, возможности и инновационные подходы», на котором обсуждались актуальные вопросы интеграции биотехнологий в школьную программу, обмен педагогическим опытом, определение ресурсов и методов для повышения качества преподавания предмета.
Участники получили практические инструменты и установили профессиональные связи, которые помогут успешно реализовать Дорожную карту к Соглашению о сотрудничестве между Ассоциацией школьного кластера по развитию инженерного образования и подготовке технологических лидеров и Московским педагогическим государственным университетом.