Ректор МПГУ академик РАО Алексей Лубков выступил с приветственным докладом на открытии IV Всероссийского форума по вопросам развития педагогического образования, прошедшем 13 марта 2025 года на площадке Российской академии образования.
В видеоприветствии президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева заявила, что одной из ключевых задач является создание единого образовательного пространства. «Наш форум объединяет всех участников образовательного процесса. Это позволяет консолидировать ресурсы и выработать научно-обоснованные решения по важнейшим направлениям развития системы педагогического образования, среди которых переход на национальную систему высшего образования, профориентация и вовлечение молодежи в педагогическую профессию, повышение качества исследований, формирование ценностного отношения к образованию и зрелой гражданской позиции у будущих учителей».
На пленарном заседании прозвучали выступления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Ахмедовича Музаева, начальника отдела методологии в сфере высшего образования Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Татьяны Сергеевны Поповой, заместителя директора Департамента кадровой политики Минпросвещения России Сергея Степановича Антонова.
Ректор Московского педагогического государственного университета, академик РАО, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков выступил на Форуме с докладом «Педагог 2040: Стратегия развития педагогического образования».
Ректор МПГУ поблагодарил руководство РАО, уже не первый раз предоставляющее возможность на своей площадке обсудить насущные вопросы современного образования и определить практические шаги их достижения. РАО многое делает для того, – подчеркнул Алексей Владимирович Лубков, – чтобы современное педагогическое образование опиралось на научный фундамент.
Он обратил внимание собравшихся, что Ядро современного высшего педагогического образования, выработанное усилиями 37 вузов Министерства просвещения РФ и принятое в работу в декабре 2021 года, позволило всем педвузам Министерства синхронизировать предметы и подготовку студентов в процессе обучения и создать в данном кластере единое образовательное пространство. Что же касается иных высших учебных заведений, так же вовлеченных в подготовку учителей для школьных учреждений, то на 2022/23 учебный год они в кадровом, материальном и ресурсном обеспечении лишь на 12% соответствовали принятому Ядру высшего педагогического образования, а в настоящее время – лишь на 47%, особенно отставая по кадровому и методическому обеспечению.
Не всегда в контексте подготовки будущих педагогов, по мнению Алексея Лубкова, – присутствуют и аксиологические (ценностно-смысловые) основания, особенно необходимые в наше непростое время. Поскольку технологический суверенитет без духовно-нравственных основ, закладываемых в личность студента, невозможен. И в этой иерархии ценностей, формирующих личность, главной является воспитание гражданина. В этом же контексте следует рассматривать и развитие Искусственного интеллекта, которое без формирования правильного эмоционально-духовного отношения, соприкосновения с главными и простыми человеческими ценностями может стать не подспорьем в развитии общества и личности, а проблемой.
Форум объединил более 200 участников, более 700 человек присоединились к работе мероприятий форума в дистанционном формате. Среди участников форума – ректоры и проректоры педагогических вузов, руководители педагогических колледжей, директора школ, ученые и специалисты РАО.
Мероприятие организовано Российской академией образования при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации.
14 марта форум продолжает свою работу.