16 – 18 ноября на площадке Томского государственного университета состоялся Второй форум «Преобразование образования», ключевыми вопросами которого стали трансформация системы высшего образования, обмен практическим опытом проектирования новых образовательных программ и привлечения профессионального сообщества для их реализации, оценка качества образования, реализация ядра высшего педагогического образования и пр.
Валерий Николаевич Фальков, Министр науки и высшего образования, открывая Форум, поставил перед вузовским сообществом ряд задач, решить которые предназначен пилотный проект.
Система высшего образования развивается в тесной связи с рынком труда и социальной сферой. При этом вузы должны учитывать не только актуальные, но и перспективные потребности в подготовке того или иного выпускника, в развитии новых профессиональных компетенций.
Формирование мировоззрения, национальной идентичности, обеспечение единой связи поколений – важные аспекты, которые необходимо учесть при проектировании содержания и реализации новых образовательных программ.
Обеспечение технологического лидерства и национального суверенитета – задача, решение которой возможно при соблюдении принципов открытости, конкурентоспособности, оптимального баланса между фундаментальностью и практикоориентированностью подготовки, в процессе создания и внедрения на рынок труда новых технологий, в том числе и социально-гуманитарных технологий, потребность в которых сейчас велика.
Ректоры вузов пилотного проекта рассказали о своих программных моделях, поделились результатами приемной кампании пилотных программ.
Мы не просто строим новую систему, а выстраиваем суверенную систему высшего образования, основанную на традиционных, национальных, духовно-нравственных ценностях, россиецентризме, – акцентировал внимание Алексей Владимирович Лубков, ректор МПГУ. Сегодня речь идет о ценностно-смысловой трансформации содержания новых образовательных программ, решении государственных задач при подготовке педагога.
Алексей Владимирович поддержал тезис Министра о необходимости разработки и внедрения новых социально-гуманитарных технологий, в качестве примера привел технологию визуализации обучения – кинопедагогики. Затронул вопрос и о необходимости многопрофильной подготовки будущего педагога, который был поднят учителями конкурса «Учитель года» на встрече с президентом РФ В.В. Путиным. При этом важно не просто уходить от предметной замкнутости, а находить разумное соотношение в сочетании предметной подготовки, освоении новых профессиональных компетенций.
Екатерина Александровна Балабаева, проректор по учебно-методической работе, приняла участие в качестве спикера в работе кейс-лаборатории «Экспериментальные программы университетов-участников пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования», в рамках которого совместно с проректором по образовательной деятельности Балтийского федерального университета им. И. Канта Ириной Федоровной Фильченковой поделилась опытом пилотных программ подготовки педагогов.
Слушатели высоко оценили тесную связь содержания образовательных программ пилотного проекта МПГУ со школой, связующим звеном с которой стало Ядро высшего педагогического образования. Особый интерес вызвали вопросы обновления содержания программ, школьных учебников, использования цифровых и педагогических технологий, опыт непрерывной практической подготовки, организованной в МПГУ в тесной связи с теоретическим обучением. В рамках дискуссии были обсуждены аспекты организации исследовательской деятельности обучающихся младших курсов, проведения профессионального демоэкзамена и возможности получения разных квалификаций в период освоения программ пилотного проекта.
Также были обозначены перспективные направления работы: повышение квалификации и обучение новым профессиональным компетенциям научно-педагогических работников вузов, разработка междисциплинарных образовательных программ с учетом имеющегося научного потенциала, педагогических инициатив обучающихся.
В продолжение Форума 17 ноября Екатерина Александровна поделилась опытом преобразования практической подготовки будущих педагогов в рамках круглого стола «Трансформация высшего педагогического образования: актуальные процессы и результаты». Совместно с коллегами из Томского государственного педагогического университета были обсуждены вопросы практики подготовки студентов в качестве педагогических волонтеров, вожатых, педагогических наставников, связь этих видов практической подготовки с Ядром высшего педагогического образования. Площадками проведения практической подготовки являются образовательные организации, школьные театры, медицинские учреждения, где необходимо сопровождение социализации детей, находящихся на длительном лечении. В завершение круглого стола было поддержано предложение продолжить начатый разговор в рамках отдельного семинара.
Также участники круглого стола обсудили новые способы проектирования содержания, программ, форматов педагогического образования в условиях изменения технологического уклада и социокультурных контекстов реальности образовательной среды и внешних запросов и требований.
Участники Форума были приглашены на Конференцию «Педагогика 21 века», которая состоится в апреле 2024 года и будет посвящена обсуждению вопросов субъектной позиции в образовании, профессиональных педагогических инициатив.
Учебно-методическое управление