6 ноября 2025 года ректор МПГУ академик РАО Алексей Лубков принял участие во Всероссийском совещании деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов вузов России и ФУМО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «История и археология», состоявшемся в РАН при поддержке Российского военно-исторического общества. Совещание было посвящено теме: «Модели и перспективы развития исторического образования в вузах России».
Помощник Президента России, Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский в своем приветствии отметил, что в последние годы в нашей стране растет интерес к изучению истории. Он поделился своим опытом работы над единым учебником по истории и области исторического просвещения.
С большим содержательным докладом о новой модели высшего образования выступил замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев.
Выступая на одной из ключевых секций мероприятия «Историческое образование в педагогических вузах: проблемы и решения» с докладом «Историческое знание как основа междисциплинарности в средней школе», ректор МПГУ остановился на ряде ключевых проблем современного гуманитарного среднего образования. Отметив, что авторы «Единого учебника» по истории вышли на целостное понимание отечественного исторического процесса с точки зрения российских традиционных духовно-нравственных ценностей. И что создание данного учебника стало триггером целого комплекса мероприятий и действий, в которые оказались вовлечены представители высшей и средней школы.
Уже с 10 ноября преподаватели-методисты и учителя пройдут курсы повышения квалификации, на которых будут рассмотрены узловые проблемы единого учебника с участием авторов. Обучение пройдут более 1000 преподавателей со всей страны.
Ректор МПГУ также рассказал, что создается новый учебный предмет – ДНК России, духовно-нравственная культура России, который будет преподаваться с 5-го по 7-й класс, в тот период развития и взросления ребенка, когда происходит закладка ядра человеческой личности, его начальной кристаллизации. На курсе будет рассказываться о духовно-нравственных ценностях через поступки героев, оставивших след в истории страны, через философию, метафизику поступков человека, того, что внутри нас заставляет совершать определенные действия.
Сегодня работа над учебниками ведется системно. Так наряду с учебниками по истории создаются единые учебники и по другим предметам, в том числе сейчас готовится новый учебник по русской литературе. В настоящее время учебники по литературе привязаны к периодизации освободительного движения. В них, на взгляд ректора МПГУ, нет полифонии мнений, понимания эволюции писателя, драматургии личности тех же Достоевского и Толстого, хотя и провозглашен принцип историко-литературный и историко-биографический. Ректор отметил, что сейчас идёт очень серьёзное обновление всего содержания и структуры всех учебников для школы под руководством Министерства просвещения РФ.
Остановился ректор МПГУ также и на проблемах кинопедагогики. Рассказал о создании списка 100 советских фильмов, подготовленных при участии К.Г. Шахназарова, где история подается через кинообразы, в динамике и развитии показывающих как те или иные ценности меняются с эпохой. Поскольку у современных школьников и студентов развито визуальное мышление, процессы обучения и воспитания могут и должны идти не только через деятельность, но и через созерцание.
И здесь, как и в иных аспектах обучения и воспитания, самое главное – это единство,. Ведь история – это вечная наука с точки зрения того, что всегда есть возможность переоценки, дополнения или уточнения тех или иных событий и персоналий. И в этом и прелесть, и вместе с тем сложность. В нашей отечественной истории есть и непрерывность, и дискретность. И надо сосредоточиться на том, чтобы показать при всех разломах непрерывность нашей истории. Поэтому задача не формального, а сущностного единства всего исторического сообщества очень и очень актуальна, – подытожил свое выступление ректор МПГУ Алексей Лубков
В мероприятии приняли участие около 150 экспертов, в том числе представители педагогических вузов из большинства регионов России. Работа совещания продолжилась7 ноября.






