29 сентября 2023 года состоялась коллегия Министерства просвещения Российской Федерации, посвященная вопросам реализации Концепции подготовки педкадров и развитию инклюзивного образования, в работе которой принял участие и ректор МПГУ, академик РАО Алексей Лубков.
В начале мероприятия с приветственным словом к собравшимся обратился Министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Вслед за ним выступила Заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Васильева с докладом «О реализации Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года». В развитии темы прозвучал и доклад ректора МПГУ, президента Ассоциации развития педагогического образования Алексея Лубкова – «О реализации единых походов к структуре и содержанию высшего педагогического образования».
В ходе своего выступления Алексей Лубков сказал: «Важнейшим условием современного этапа развития педагогического образования стал переход педагогических вузов в подчинение Минпросвещения. Таким образом, было преодолена разобщенность наших вузов со сферой, для которой мы готовим кадры, – общим образованием и системой дополнительного образования. Но мы хорошо знаем, что еще свыше 200 вузов ведут подготовку по педагогическим программам. Поэтому принципиальным шагом стало утверждение на правительственном уровне Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года.Все это стало организационной основой для решения важнейшей задачи – обеспечения единства образовательного пространства педагогического образования. Не будем забывать, что нашей отрасли принадлежит особая роль в кадровом обеспечении школы как фундамента образованности и воспитанности новых поколений россиян».
Затем докладчик остановился на особенности обеспечения единства подготовки педагогов – ценностно-смысловом подходе в системе педагогического образования, основанном на идеях приоритета личности и укреплении общенациональных российских духовно-нравственных ценностей. Где единство образовательного пространства – важнейшая задача, основой которого является разработка и обеспечение единых подходов к структуре и содержанию высшего педагогического образования (Ядро высшего педагогического образования). Концепция Ядра разрабатывалась совместными усилиями всех педагогических вузов, подведомственных Министерству просвещения России. Координаторами процесса разработки выступили Ассоциация развития педагогического образования и Академия Минпросвещения России. Важнейший принцип Ядра – то, что школа становится заказчиком и равноправным партнером в подготовке педагогических кадров. И впервые здесь целевым образом выделены модуль воспитательной деятельности и модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Далее Алексей Лубков напомнил, что с 1 сентября 2022 г. Ядро внедрено в учебные планы вузов, где систематически проводится мониторинг хода реализации новых подходов. В этой работе, а также в работе по дальнейшему развитию и совершенствованию Ядра организационную роль выполняют Ассоциация развития педагогического образования и Академия Минпросвещения России. Рабочими группами в течение 2022/2023 учебного года было разработано содержание базовых модулей: социально-гуманитарного, здоровьесберегающего и модуля учебно-исследовательской и проектной деятельности. И что АРПО совместно с Академией Минпросвещения проведена работа по корректировке методических рекомендаций по подготовке педагогических кадров по программам бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию с учетом изменений, внесенных в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования ( так, изменены и уточнены формулировки компетенций) и предложений образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минпросвещения России (была предусмотрена возможность более гибкого планирования элементов образовательной программы, распределения их по семестрам). Также были включены новые дисциплины – в состав социально-гуманитарного модуля включена дисциплина «Основы российской государственности») – и по неоднократным просьбам образовательных организаций в методических рекомендациях представлены практики проектирования и реализации педагогическими вузами образовательных программ, разработанных в соответствии с едиными подходами к их структуре и содержанию. Структура обновленного Ядра высшего педагогического образования позволяет учесть и общие задачи подготовки педагогов, и регионально-вузовские особенности.
В своем выступлении ректор МПГУ остановился и еще на ряде вопросов: «Успешной реализации принципов Ядра высшего педагогического образования способствовала и обновленная материально-техническая база педагогических вузов. В вузах создано современное технологически насыщенное образовательное пространство: Технопарки универсальных педагогических компетенций, педагогические кванториумы, демонстрационные классы для проведения профессиональных (демонстрационных) экзаменов. Деятельность этих площадок способствует обновлению содержания образования и формированию исследовательских компетенций будущих педагогов, усилению практической подготовки будущих учителей через взаимодействие в межпредметных и разновозрастных группах (в том числе со школьниками, учителями, родителями), освоению новых методик и образовательных технологий.
Образовательные программы подготовки педагогов, разработанные в соответствии с концепцией Ядра высшего педагогического образования, начали реализовываться с 2022/2023 уч. года. Проведенный мониторинг результатов по итогам первого года реализации подтвердил своевременность и успешность проекта, одновременно высветил целый ряд проблем и дефицитов, на преодоление которых была направлена разработанная система программ повышения квалификации.Определены также перспективы дальнейшего развития педагогического образования в этом направлении, в частности:возможности развития академической мобильности студентов, создание новых учебников для высшей школы, отвечающих современным задачам образования и воспитания,формирование единых фондов оценочных средств .
Важной составной частью работы по обеспечению единства педагогического образования стала разработка и утверждение Ядра СПО. Настройка новых механизмов продолжается, одним из них стало создание учебно-методического совета при АРПО.
Идеи, на которых мы выстраиваем единое содержание педагогического образования, положены в основу и будут развиваться в ходе выполнения пилотного проекта по разработке новой структуры высшего образования».
На Коллегии рассматривались и вопросы, связанные с системной работой по развитию инклюзивного образования. По словам Министра просвещения РФ Сергея Кравцова, российская система образования обучающихся с особыми образовательными потребностями объединяет лучшие традиции советской коррекционной педагогики и реалии современности, одной из которых является развитие инклюзивного образования.