Дорогие читатели!
Указом Президента России Владимира Владимировича Путина 2023-й год объявлен Годом педагога и наставника.
В рамках Года педагога и наставника МПГУ запускает серию видеороликов «Посвящение педагогам: выдающиеся имена прошлого и современности». В рамках проекта на Канале МПГУ будут размещаться научно-популярные видеоролики о деятельности выдающихся российских и зарубежных педагогов XIX-XX веков, имена которых навсегда вошли в историю образования, труды которых определили развитие современной педагогики.
В каждом ролике представлен рассказ о жизни и деятельности ученого, выдержки из его основных трудов, а также подробный обзор изданий, доступных в Библиотеке МПГУ. Электронные ресурсы сопровождаются QR-кодом для быстрого перехода к тексту издания.
Первый ролик посвящен Константину Дмитриевичу Ушинскому, педагогу, писателю, одному из основоположников педагогической науки и народной школы в России.
Следите за информацией о выходе видеороликов на сайте МПГУ, на страницах Библиотеки МПГУ и в социальных сетях.
13 марта исполнилось 135 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко. Ролик посвящён этому выдающемуся советскому писателю и педагогу, признанному ЮНЕСКО одним из лучших педагогов мира.
Основой своего метода Макаренко называл трудовое воспитание, а главной задачей педагогической работы видел воспитание личности в коллективе и через коллектив. Вся деятельность педагога пронизана беспримерной любовью к детям и постоянными творческими поисками.
28 марта исполнилось 431 год со дня рождения Яна Амоса Коменского (1592 – 1670), чешского педагога-гуманиста, писателя, религиозного и общественного деятеля, основоположника педагогики как самостоятельной дисциплины.
Я. А. Коменский является изобретателем классно-урочной системы, которая до сих пор составляет основу педагогики. Самыми известными трудами педагога являются: «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках», «Материнская школа».
На канале МПГУ размещён видеоролик, посвящённый трудам античных философов по педагогике. О выдающихся мыслителях Древней Греции и Древнего Рима и их идеях, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли, рассказывает академик Российской академии образования, Почётный профессор МПГУ, доктор педагогических наук, профессор Кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ Александр Наумович Джуринский.
В видеоролике также принимают участие студенты Института филологии МПГУ.
Аристотель – один из величайших ученых Античности, который внес значимый вклад в развитие различных областей научного знания. Среди его научного наследия – труды, оказавшие значительное влияние на развитие философии, логики, физики, химии, географии, экономики, политики, риторики, эстетики. В своих работах Аристотель определил общие принципы доказательства, дал определение суждения как формы мышления, разработал всестороннее учение о категориях, тем самым указав законы, пути и правила изучения устройства мира, человеческого общества, искусства и природных явлений.
13 июня исполнилось 145 лет со дня рождения Станислава Теофиловича Шацкого, выдающегося советского педагога, автора известных трудов, посвященных вопросам воспитания.
Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания школьного образования и выделения урока как основной формы учебной работы, под его руководством были внедрены новые методы педагогического исследования. В основанной педагогом школе-колонии «Бодрая жизнь» реализовывались идеи воспитания «нового человека», построения жизни детей на основе труда и самоуправления.
В 2023 году исполнилось 120 лет со дня рождения Андрея Николаевича Колмогорова, выдающегося советского математика, одного из основоположников современной теории вероятностей. В ходе исследовательской деятельности Колмогоровым были получены фундаментальные результаты в области топологии, математической логики, теории турбулентности, теории сложности алгоритмов, других областях математики и её приложений.
28 сентября исполняется 105 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского, советского педагога-новатора, детского писателя, заслуженного педагога Украинской ССР, работавшего на русском языке. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
На канале МПГУ размещён видеоролик, посвящённый педагогам XIX века: Н. Ф. Бунакову, В. П. Вахтерову, В. И. Водовозову, Н. А. Корфу, Л. Н. Модзалевскому, Д. Д. Семенову. О выдающихся учителях Российской империи, оказавших значительное влияние на развитие педагогической мысли, рассказывает доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В. А. Сластенина Гончаров Михаил Анатольевич.
Выпуск проекта посвящен научной и педагогической деятельности Николая Ивановича Пирогова.
Будучи попечителем сначала Одесского учебного округа, а затем Киевского, Николай Иванович посещал средние школы, высшие учебные заведения, проводил встречи с педагогами, учениками. При этом он не только стремился понять суть проблемы, но и разрабатывал конкретные действия по ее устранению, как на местном уровне, так и на государственном. Исследования ученого внесли значительный вклад в развитие отечественного образования и педагогики.
Александр Александрович Католиков – выпускник МПГУ, последователь Антона Семеновича Макаренко, директор Сыктывкарской агрошколы-интерната для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Новаторские идеи, связанные с подготовкой вожатых и адаптацией идей Макаренко, позволили Католикову организовать эффективную систему трудового воспитания и обучения. Имя Католикова неразрывно связано с историей всесоюзного вожатского движения, развитием в СССР детских домов и приютов для детей-сирот.