На основе научных традиций, заложенных крупными учеными-музыкантами – д.п.н., проф. В.Н.Шацкой, д.п.н., проф. Н.А.Ветлугиной, к.п.н. доцентом Н.А.Метловым, к.п.н, доцентом А.В.Кенеман на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста, начиная с 1985г., формируется и продолжает развивается в настоящее время научная школа «Культурологические проблемы художественного образования».
Основатель и руководитель школы – О.П.Радынова, доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста – ученица и последователь Н.А. Ветлугиной. Автор более ста пятидесяти публикаций, среди которых две монографии, книги, учебники для педагогических колледжей и вузов (в соавторстве с проф. кафедры Л.Н.Комиссаровой), авторская программа музыкального развития детей “Музыкальные шедевры” (гриф Мин. Образования РФ в 1990 г.), полное методическое обеспечение к программе (35учебных пособий: методические рекомендации, конспекты занятий, познавательные развлечения, аудиопособия – фонохрестоматия на 10 СД-дисках, беседы о композиторах, музыкальные игры-сказки на СД и др.).
Руководителем школы создана концепция формирования основ музыкальной культуры у дошкольников, в опоре на теоретические положения философии, культурологи, психологии искусства, педагогические теории, музыкознание о роли искусства в личностном становлении ребенка, необходимости накопления ценностного опыта восприятия произведений музыкальной классики и народной музыки и формирования положительного эмоционально-оценочного отношения к ним в процессе разных видов музыкально-художественной творческой деятельности (М.С.Каган, Л.С.Выготский, В.И.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, Н.А.Метлов, В.Н.Шацкая, Б.В.Асафьев, Е.В.Назайкинский и др.). Обосновано теоретическое положение о том, что ключевые позиции развития основ музыкальной культуры в детстве базируются на общности музыкальных и речевых интонаций, эмоционально-семантических структур речи и музыки.
Автором отобрано содержание музыкально-эстетического развития детей от рождения до школьного возраста, установлены пути преемственности со всеми ступенями образования, разработана методика, методы, новые инновационные формы организации музыкально-художественной деятельности детей разного возраста, создана Программа музыкального развития детей «Музыкальные шедевры», получившая широкое распространение и внедрение в практику. Все основные положения концепции формирования личности через культуру получили научно-практическое обоснование и раскрываются применительно ко всем видам музыкально-художественной деятельности.
Разработано понятие «музыкальная культура дошкольника», диагностика сформированности основ музыкальной культуры у детей в разном возрасте в разных видах музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкальная игра-сказка, музыкально-театрализованная деятельность). Раскрывается система (содержание, принципы, методы и формы), методика развития эмоционально-оценочного отношения к музыкальной классике и народной музыке, начиная от эмоциональной положительной оценки к более осознанному восприятию и рождению первоначальных музыкальных предпочтений у детей, проявлений творческой активности.
На основе исследований эффективности содержания, принципов, методов, формирования основ музыкальной культуры детей создана научно-обоснованная модель подготовки кадров в высшем звене образования, учебные планы, программы. Разработано содержание общей и специальной подготовки специалиста, найдено оптимальное соотношение блоков дисциплин основной и дополнительной специальности учебных планов в соответствии с Государственными Стандартами образования РФ.
Созданная модель подготовки специалиста-музыканта для работы с детьми и преподавателя педагогического колледжа воплотилась в жизнь с открытием в 1989 г. музыкального отделения на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ. В данной модели осуществляется стыковка программ разных звеньев образования (детский сад, колледж, вуз).
В настоящее время на кафедре открыты два направления бакалавриата (на дневном и вечернем отделениях): «Дошкольное образование. Музыка» и «Раннее творческое развитие», что позволяет развивать научное направление исследований, внедрять результаты в учебный процесс.
По данному научному направлению защищено 12 кандидатских и одна докторская диссертации. Из них: под руководством О.П.Радыновой – 10 канд. и одна докторская дисс., в том числе три диссертации защищены преподавателями кафедры (Н.Л. Засимовой, Е.В.Никольской, В.В.Богдановой); одна канд. дисс – (преп.Т.А.Буяновой) защищена под руководством проф. Р.Г.Казаковой; одна канд. дисс.– под руководством проф. Комиссаровой Л.Н. (асп. Машковцевой Л.М.). В настоящее время подготовлена к защите канд. диссертация асптрантки Л.Ю.Дьяченко (под руководством проф. Л.Н. Комиссаровой).
Исследование, проведенное преп. Богдановой В.В. «Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста» на стыке музыкального и изобразительного искусства, стало отправным в изучении нового аспекта проблемы взаимосвязи видов искусства. Данное направление развивается сегодня в работах магистрантов и в выпускных квалификационных работах студентов.
В исследованиях доцентов кафедры Т.А.Буяновой, В.В.Богдановой, Е.Р.Фадеевой разрабатываются оригинальные методики развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста. Интегративные методики, включающие разнообразные исполнительские техники изображения направлены на развития детского изобразительного творчества в лепке, декоративно-прикладном искусстве.
Диссертационное исследование Буяновой Т.А. «Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста», позволило разработать оригинальную методику развития изобразительного творчества. Исследование В.В.Богдановой выполнено на стыке музыкального и изобразительного искусства «Развитие цветомузыкального восприятия у детей» также развивает данное направление.
Преподавателями кафедры (профессором Л.Н.Комиссаровой, доцентами Е.В.Никольской, Т.А.Буяновой, В.В. Богдановой и др.) в рамках научной школы исследуются два аспекта:
- формирование основ музыкальной (художественно-эстетической, общей) культуры у дошкольников;
- развитие музыкальной (художественно-эстетической, общей) культуры студентов педагогических вузов.