Исторически дошкольное отделение педагогического факультета, открытое в МПГУ в 1921 г., а затем факультет дошкольного воспитания, были научно-методическим центром, на базе которого создавалась отечественная научно-педагогическая школа в области дошкольного образования. Заложенные в первой половине ХХ века исследовательские, педагогические традиции послужили базисом для дальнейшего развития этой школы, определили основные направления исследований в дошкольной педагогике и частных дидактиках.
Истоки возникновения школы связаны с деятельностью таких известных отечественных ученых, как К.Н. Корнилов и А.Е.Аркин.
Константин Николаевич Корнилов – психолог, организатор педагогического факультета 2-ого МГУ (1921), д-р педагогических наук, профессор, академик АПН РСФСР, вице-президент АПН РСФСР, декан педагогического факультета, заведующий кафедрой психологии МГПИ им. В.И. Ленина. В 1921 под руководством К.Н.Корнилова был образован педагогический факультет 2-ого МГУ, где проявился его блестящий талант как ученого-организатора, сумевшего сформировать мощную научную школу.
Ефим Аронович Аркин– доктор педагогических наук, профессор, академик АПН РСФСР. С 1919 являлся преподавателем Высшихнаучно-педагогическихи Педагогического институтадефектологии, с 1943 работал в МГПИ им. В.И. Ленина. Вел серьезную исследовательскую работу по изучению психических и физических особенностей детей дошкольного возраста, привлекая не только научные кадры, но и практических работников.
Научная деятельность этих ученых и заложенные ими педагогические идеи, связанные с организацией воспитания и обучения детей дошкольного возрастаспособствовали в дальнейшем становлению и развитию научной деятельности преподавателей факультета.
Одним из основателей научной школы на факультете была доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР Евгения Александровна Флерина. Ее научно-педагогическая деятельность была неразрывно связана со становлением и развитием системы общественного дошкольного воспитания в нашей стране. С 1924 г.по 1952г. она работала на факультете, с 1941по 1952 г.г. заведовала кафедрой дошкольной педагогики.
На основе многолетней исследовательской работы ею было опубликовано более 80 научных, методических трудов, учебных пособий для педагогических вузов, училищ, воспитателей детских садов, родителей. Под ее редакцией было создано первое учебное пособие для вузов по дошкольной педагогике, в котором были систематизированы основные положения отечественной дошкольной педагогики, изложены теоретические основы дошкольноговоспитания в нашей странетого времени.
Центральное место в ее научной деятельности занимали проблемы эстетического и речевого воспитания детей средствами искусства, изобразительной деятельности, художественного слова, игры и игрушки. Е.А. Флерина показала роль искусства в развитии детей, разработала оригинальную систему эстетического воспитания дошкольников, многие положения которой были использованы и развиты в исследованиях, проведенных в 60-70 годы под руководством доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Н.А. Ветлугиной. Они послужили основой для создания теории эстетического воспитания в отечественной дошкольной педагогике.
Ведущее значение в детском изобразительном творчестве Е.А. Флёрина придавала познавательной функции.. Это позволило обосновать понятие «детское искусство», показать тесную связь изобразительного процесса и игры, возможность формирования чувства красоты у дошкольников, что было обосновано в исследовании Косминской В.Б. Исследователи Зинченко В.Н., Компанцева Л.В., Старикова Г.П., Халезова Н.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г., и др. изучали проблемы влияния изобразительного искусства на эстетическое развитие дошкольников, велись экспериментальные поиски в области совершенствования подготовки специалистов дошкольного образования и создания новых учебных пособий для студентов, разработки вузовских программ. Под руководством доцента Халезовой Н.Б. выполнены исследования, положившие начало разработке интегративной методики развития детского изобразительного творчества в лепке, декоративно-прикладном искусстве.
Последователем идей Е.А. Флериной в разработке проблем изобразительного творчества дошкольников, также стала кандидат педагогических наук, профессор Р.Г. Казакова. Были продолжены исследования, направленные на углубление психолого-педагогических основ эстетического развития личности ребенка под влиянием социально-эстетической активности (Р.И. Капустина, Н.Э. Фаас, С.В. Иванникова и др.). В последующие годы осуществлены теоретические и экспериментальные исследования по углублению методологии проблемы детской художественно-изобразительной одаренности как основы развития детского изобразительного творчества. Ведутся поиски и научное обоснование нового содержания и методики эстетического развития ребенка средствами изобразительного искусства (Александрова Н.С., Мельникова О.В., Погодина С.В., Мацкевич Ж.В. и др.). В последние годы учениками Р.Г. Казаковой разрабатываются вопросы преемственности обучения дошкольников и учеников первого класса общеобразовательной школы (О.А. Скопинова, Т.В. Малова).Анализ, обобщение и систематизация научного наследия позволяет выделить продуктивные подходы к дальнейшему изучению и решению проблем развития детского художественного творчества.
Особое место в научно-исследовательской деятельности Е.А. Флёриной занимала проблема развития речи детей. В качестве ведущей идеи она выдвинула положение о взаимосвязи развития, воспитания и обучения, что нашло отражение в работах, посвященных общим вопросам эстетического воспитания, изобразительного творчества, использованию художественного слова, развитию речи детей в условиях дошкольного учреждения. Е.А. Флёриной разработано содержание методики развития речи и обучения родному языку дошкольников как отрасли педагогики и как учебной дисциплины в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Её идеи были развиты многочисленными учениками и последователями. Исследованиями ее аспирантов (Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьёва, М.М. Конина, Е.Ф. Лукина, Р.И. Габова, М.Л. Варшавская и др.) было положено начало созданию экспериментальной базы методики развития детской речи.
На факультете, вместе с Е.А. Флериной, направление развитие речи детей дошкольного возраста продолжала разрабатыватьМ.М. Конина,декан факультета (1959-1963), заведующая кафедрой дошкольной педагогики (1963-1970).Изучались вопросы формирования лексической, фонетической, грамматической стороны речи детей, использования художественной литературы в воспитании дошкольников.Под научным руководством М.М. Кониной выполнены кандидатские диссертации М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной и других ведущих специалистов в области речевого развития детей, посвященные решению проблем обучения правильному звукопроизношению, развитию детского словаря. Позже, профессор М.М. Алексеева, продолжала разработку научных идей своих учителей: влияние народного творчества на развитие словесного творчества старших дошкольников (М.В. Фадеева, О.Н. Пищухина), речевая готовность детей к школьному обучению (А.В. Шаповалова),подготовка педагогических кадров к работе с книгой в детском саду (Н.А. Дунаева) и др.
Научные идеи Е.А. Флёриной, Е.А. Аркина послужили основанием дальнейшего развития теории и практики дошкольной педагогики в исследованиях ученых, работавших на факультете.
Одно из направлений исследований было связано с выявлением условий развития личности дошкольника, актуальных подходов к изучению вопросов воспитания, обучения и развития детей в период дошкольного детства. Одним из аспектов научных изысканий стал вопрос нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Изучались средства и методы формирования у дошкольников первоначальных черт коллективизма, гуманных, патриотических и интернациональных чувств. В 50-70-е годы прошлого столетия Ф.С.Левин-Щирина и ее ученики доказали необходимость развития социальных чувств, ознакомления дошкольников с различными явлениями общественной жизни, развития творчества детей в процессе детских игр и занятий.(С.В.Петерина (1966), В.П.Пушмина (1969), Э.К.Суслова (1974), В.Я.Воронова (1975), Т.А.Владимирова (1975), Н.К.Кутякова (1977), Т.А.Куликова (1978) и др.).
В 70-90-е годы ее ученица Э.К.Суслова продолжала исследования в области теории и методики нравственного воспитания, межнационального общения дошкольников. Диссертационные исследования ее аспирантов посвящены проблемам применения индивидуального подхода в процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста гуманного отношения к сверстникам (ШишловаЕ.Э., 1992), воспитанию у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры-драматизации (Ботнарь В.Д., 1992), методики формирования положительной ориентации у детей 5-го года жизни на людей ближайшего национального окружения (Султанова С.Н., 1998), формирование у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной истории (Захарова Л.М., 1998).
Научные интересыД.В.Менджерицкойбыли связаны с детской игрой.В ее работах раскрывается сущность детской игры, значение сюжетно-ролевой игры для всестороннего воспитания дошкольника, отстаивается правомерность понятия «творческая игра», подчеркивается связь между обучением и развитием содержания игры. Д.В.Менджерицкая создала направление, основой которого была идея развития творчества в игре уже в дошкольном возрасте, доказала, что в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются интеллектуальная, нравственная, эстетическая, физическая сферы личности ребенка. Выполненные под ее руководством исследования проблем детской игры не потеряли своей актуальности.
Значительный вклад в исследования проблем дошкольной педагогики продолжила Ядэшко В.И., возглавлявшая факультет (1963-71) и кафедру дошкольной педагогики (1971-85). Под ее руководством выполнены диссертационные исследования, направленные на формирование взаимопомощи у детей пяти лет в подвижной игре (Сушкова И.В., 1994), самовоспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой сюжетно-ролевой игре (Колесник Н.П., 2000). Особая роль принадлежит Ядэшко В.И.в инициировании научных исследований в области подготовки специалистов дошкольного профиля в педагогических колледжах и вузах (Поздняк Л.В., Ковардакова М.А., Потапенко Т.В., Прахова К.Е.,Самборенко Л.Ф., Павлова Л.И., Лазарева М.В. и многие другие).
В 90-е годы под руководством Бондаренко А.К. были выполнены исследования, связанные с проблемами детской игры, проведено изучение историко-педагогического наследия в области дошкольного воспитания (Медведева Г.А., Волобуева Л.М.). Характерной особенностью этих исследований было стремление на основе объемного фактологического материала объективно оценить процессы становления отечественного дошкольного воспитания.
Работы А.В Суровцевой, а затемЕ.Ю.Демуровой,В.В.Даниловой, А.К. Бонгдаренко, раскрывающие особенности организационной деятельности заведующего детским садом, послужили основой для возникновения научного направления в области управления дошкольным образованием, заслуга в развитии которого принадлежит Л.В.Поздняк, в течение многих лет возглавлявшая факультет в качестве декана и зав.кафедрой дошкольной педагогики. Ее диссертационное исследование, а впоследствии исследования ее аспирантов позволили обосновать теоретические основы управленческой деятельности руководителей дошкольных учреждений, на научную основу поставить методическую работу с воспитателями (Тимофеева И.В., Никифорова О.В. и др.)
Основателем научного направления теоретико-методические основы ознакомления детей с природой и выделением его в 1951 г. в самостоятельную науку связано с именем Э.И. Залкинд (1899-1979). Ее взгляды на систему дошкольного природоведения были изложены в учебном пособии для учащихся педагогических училищ «Природа в детском саду» (1947 г.), где на основе обобщения многолетнего опыта работы коллектива воспитателей и методистов детских садов обоснованы задачи, принципы, содержание, методы и формы организации природоведческой работы.
Под руководством Э.И. Залкинд защищены 10 кандидатских диссертаций. Опираясь на исследования Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др., Э.И. Залкинд разработала содержание и методику принципиально нового подхода к ознакомлению дошкольников с природой, раскрыла закономерности познавательной деятельности детей в процессе наблюдений в природе, определила научно-методические основы природоведческой работы с детьми. Открыв новое направление в теории дошкольного воспитания, она выявила исходные методологические позиции для определения принципов отбора и построения системы знаний как научной основы для создания программ детского сада, обеспечивающих эффективное развитие ребенка.
Открыв новое направление в теории дошкольного воспитания, она выявила исходные методологические позиции для определения принципов отбора и построения системы знаний как научной основы для создания программ детского сада, обеспечивающих эффективное развитие ребенка.
Существенным вкладом в дошкольную педагогику явились направления научных исследований, связанных с физическим и музыкальным воспитанием дошкольников.
Исходные научные положения о физическом развитии и воспитании дошкольников, разработанные преподавателями факультета Гориневским В.В., Аркиным Е.А., Метловым Н.А., Кенеман А.В., легли в основу современного научного направления, связанного с формированием физической культуры детей дошкольного возраста. Существенное значение для разработки проблем физической культуры имели труды Гориневского В.В. – известного врача, ученика Лесгафта П.Ф. Значителен вклад доктора педагогических наук, профессора, действительного члена АПН РСФСР Аркина Е.А., автора известных трудов по физическому воспитанию и гигиене дошкольников, первых программных документов детского сада. Методические разработки Метлова Н.А. по использованию подвижных игр, утренней гимнастики, упражнений имели большое значение для построения системы физического воспитания дошкольников.
А.В. Кенеман, в соавторстве с Д.В. Хухлаевой, был издан учебник для вузов «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», в котором была изложена система физического воспитания дошкольников. В диссертационных работах ее аспирантов (Л.М. Коровиной, Н.В. Потехиной, Э.Я. Степаненковой) разрабатывались особенности методики проведения подвижных игр и другие актуальные проблемы.
В исследованиях А.В. Кенеман и ее учеников (А.Н. Зимина и др.) выявлены особенности музыкально-игровой деятельности, музыкально-ритмических движений, как самой естественной и привлекательной для ребенка форме постижения языка музыки, имеющей огромный развивающий потенциал. Кенеман А.В. в соавторстве с Ветлугиной Н.А., доктором педагогических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РСФСР, заведующей лабораторией эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, создан первый учебник для педагогических институтов «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» (1983), который в течение многих лет являлся основным методическим пособием для студентов.Научные идеи Ветлугиной Н.А. оказали влияние на развитии тех научных направлений, которые стали складываться на факультете благодаря научной деятельности ее учеников – О.П. Радыновой, Л.Н. Комиссаровой.
Таким образом, преподавателями факультета внесен значительный вклад в развитие различных научных направлений, связанных с разработкой проблем дошкольной педагогики и комплекса методик дошкольного воспитания и обучения.