Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

О кафедре

История кафедры берет свое начало в 1925 году, когда на дефектологическом факультете 2-го МГУ началась подготовка специалистов – олигофренопедагогов.

Широко известная сегодня среди специалистов дефектологическая школа кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии, исследующая возможности организации и оптимизации специального обучения, его содержания и технологий осуществления в условиях обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, изучающая влияние совокупности знаний медицины и биологии на развитие человека, имеет длительную и славную историю. Она отражает последовательную и целенаправленную деятельность по формированию современных научных направлений работы кафедры, заложенных благодаря стараниям заведующих кафедрой: Дмитрия Ивановича Азбукина, Алексея Николаевича Граборова, Леонида Владимировича Занкова, Ханания Самсоновича Замского, Маргариты Николаевны Перовой, Бориса Пантелеймоновича Пузанова, Леопольда Федоровича Гаврилова, Татьяны Моллаевны Уманской.

В 2014 году кафедру возглавила к.п.н., доцент Татьяна Сергеевна Никандрова.

Кафедра олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии реализует образовательные программы в рамках направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»:

  • Образовательная программа «Олигофренопедагогика» – профильная подготовка ориентирована на формирование у студентов представлений о сущности, содержании и методических аспектах процессов обучения и воспитания лиц с интеллектуальными нарушениями, их психологических основ; способности осуществлять коррекционно-образовательный процесс лиц с интеллектуальными нарушениями на основе специальных педагогических и воспитательных технологий.
  • Образовательная программа «Образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра» – профильная подготовка ориентирована на формирование у студента знаний и представлений о теоретико-методологических основах образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра, коррекционном вмешательстве и психолого-педагогическом воздействии, проектировании, апробации и внедрении психолого-педагогических технологий сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра.

Ведется подготовка по научной специальности 5.8.3. «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)».

По программам дополнительного образования:

  • Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Олигофренопедагогика».
  • Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра».

Студенты успешно используют приобретенные знания, умения, навыки в государственных и негосударственных образовательных организациях (дошкольных, школьных, профессиональных), в реабилитационных центрах, в психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях, в органах управления образованием, в учреждениях культуры и спорта, волонтерских организациях и др.

Направления научно-исследовательской деятельности кафедры:

  • Образование и психолого-педагогическое сопровождение развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Клинические основы дефектологии.

Кафедра олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии осуществляет многолетнее устойчивое взаимодействие и сотрудничество со стратегическими партнерами, работодателями по следующим направлениям:

  • проведение практикоориентированных занятий непосредственно в образовательных учреждениях:

– ГКОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 73»;

– ГБПОУ г. Москвы «Технологический колледж № 21»;

– ГБПОУ г. Москвы «Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»;

– ГБОУ г. Москвы «Школа № 391».

  • проведение практик, начиная с 1 курса (учебной, производственной, научно-исследовательской, преддипломной), на базах учреждений города Москвы:

– ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 52»;

– ГБОУ г. Москвы «Школа № 1321 “Ковчег”»;

– ГБОУ г. Москвы «Школа № 1357 “Многопрофильный комплекс “На Братиславской”»;

– ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1572».

  • участие преподавателей кафедры в составах ГАК вузов страны (ФГБОУ ВО “МГПУ”, РосНОУ);
  • преподаватели кафедры являются научными руководителями аспирантов, докторантов; оппонентами диссертаций;
  • преподаватели кафедры являются организаторами и участниками международных, всероссийских, городских, окружных конференций (более 100 конференций за последние три года);
  • проведение преподавателями консультаций, мастер-классов для учителей, родителей, участие в круглых столах, методических объединениях, педагогических советах;
  • осуществляется совместный выпуск с учителями образовательных учреждений учебно-методических пособий.

Большинство студентов кафедры ориентированы на практическую деятельность. Так, уже с 3-го курса многие из них работают в образовательных учреждениях и учреждениях системы социальной защиты населения по специальности. Как правило, после окончания вуза они продолжают там работать. Кроме того, кафедра оказывает помощь в трудоустройстве студентов старших курсов и выпускников, проводит ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников.

Реализация учебных дисциплин обеспечивается квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью (100% преподавателей кафедры).

Большинство преподавателей кафедры являются авторами учебных пособий для студентов, учителей, учебников для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Высокая публикационная активность в российских и зарубежных изданиях (более 100 работ за последние три года) свидетельствует о продуктивности научно-исследовательской и научно-методической деятельности преподавателей кафедры.

Наличие на кафедре большого числа преподавателей, отмеченных премиями, почетными званиями, дипломами, грамотами и т.п. также подтверждает это.

На кафедре хорошо организована воспитательная работа:

  • развит институт кураторства;
  • студенты участвуют в организации и проведении воспитательных мероприятий Института детства и университета.

Развита общественная деятельность:

  • преподаватели и студенты активно участвуют в волонтерской работе с детьми с ОВЗ (центр «Динаода», центр «Святая Татьяна», «Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ» г. Вышний Волочек Тверской области и др.);
  • студенты участвуют в социальных проектах и инициативах (совместные акции с благотворительным фондом «Благовест», проектом «Родной город»).