История кафедры берет свое начало в 1925 году, когда на дефектологическом факультете 2-го МГУ началась подготовка специалистов – олигофренопедагогов.
Широко известная сегодня среди специалистов дефектологическая школа кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии, исследующая возможности организации и оптимизации специального обучения, его содержания и технологий осуществления в условиях обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, изучающая влияние совокупности знаний медицины и биологии на развитие человека, имеет длительную и славную историю. Она отражает последовательную и целенаправленную деятельность по формированию современных научных направлений работы кафедры, заложенных благодаря стараниям заведующих кафедрой: Дмитрия Ивановича Азбукина, Алексея Николаевича Граборова, Леонида Владимировича Занкова, Ханания Самсоновича Замского, Маргариты Николаевны Перовой, Бориса Пантелеймоновича Пузанова, Леопольда Федоровича Гаврилова, Татьяны Моллаевны Уманской.
В 2014 году кафедру возглавила к.п.н., доцент Татьяна Сергеевна Никандрова.
Кафедра олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии реализует образовательные программы в рамках направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»:
- Образовательная программа «Олигофренопедагогика» – профильная подготовка ориентирована на формирование у студентов представлений о сущности, содержании и методических аспектах процессов обучения и воспитания лиц с интеллектуальными нарушениями, их психологических основ; способности осуществлять коррекционно-образовательный процесс лиц с интеллектуальными нарушениями на основе специальных педагогических и воспитательных технологий.
- Образовательная программа «Образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра» – профильная подготовка ориентирована на формирование у студента знаний и представлений о теоретико-методологических основах образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра, коррекционном вмешательстве и психолого-педагогическом воздействии, проектировании, апробации и внедрении психолого-педагогических технологий сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра.
Ведется подготовка по научной специальности 5.8.3. «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)».
По программам дополнительного образования:
- Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Олигофренопедагогика».
- Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра».
Студенты успешно используют приобретенные знания, умения, навыки в государственных и негосударственных образовательных организациях (дошкольных, школьных, профессиональных), в реабилитационных центрах, в психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях, в органах управления образованием, в учреждениях культуры и спорта, волонтерских организациях и др.
Направления научно-исследовательской деятельности кафедры:
- Образование и психолого-педагогическое сопровождение развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Клинические основы дефектологии.
Кафедра олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии осуществляет многолетнее устойчивое взаимодействие и сотрудничество со стратегическими партнерами, работодателями по следующим направлениям:
- проведение практикоориентированных занятий непосредственно в образовательных учреждениях:
– ГКОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 73»;
– ГБПОУ г. Москвы «Технологический колледж № 21»;
– ГБПОУ г. Москвы «Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»;
– ГБОУ г. Москвы «Школа № 391».
- проведение практик, начиная с 1 курса (учебной, производственной, научно-исследовательской, преддипломной), на базах учреждений города Москвы:
– ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 52»;
– ГБОУ г. Москвы «Школа № 1321 “Ковчег”»;
– ГБОУ г. Москвы «Школа № 1357 “Многопрофильный комплекс “На Братиславской”»;
– ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1572».
- участие преподавателей кафедры в составах ГАК вузов страны (ФГБОУ ВО “МГПУ”, РосНОУ);
- преподаватели кафедры являются научными руководителями аспирантов, докторантов; оппонентами диссертаций;
- преподаватели кафедры являются организаторами и участниками международных, всероссийских, городских, окружных конференций (более 100 конференций за последние три года);
- проведение преподавателями консультаций, мастер-классов для учителей, родителей, участие в круглых столах, методических объединениях, педагогических советах;
- осуществляется совместный выпуск с учителями образовательных учреждений учебно-методических пособий.
Большинство студентов кафедры ориентированы на практическую деятельность. Так, уже с 3-го курса многие из них работают в образовательных учреждениях и учреждениях системы социальной защиты населения по специальности. Как правило, после окончания вуза они продолжают там работать. Кроме того, кафедра оказывает помощь в трудоустройстве студентов старших курсов и выпускников, проводит ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников.
Реализация учебных дисциплин обеспечивается квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью (100% преподавателей кафедры).
Большинство преподавателей кафедры являются авторами учебных пособий для студентов, учителей, учебников для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Высокая публикационная активность в российских и зарубежных изданиях (более 100 работ за последние три года) свидетельствует о продуктивности научно-исследовательской и научно-методической деятельности преподавателей кафедры.
Наличие на кафедре большого числа преподавателей, отмеченных премиями, почетными званиями, дипломами, грамотами и т.п. также подтверждает это.
На кафедре хорошо организована воспитательная работа:
- развит институт кураторства;
- студенты участвуют в организации и проведении воспитательных мероприятий Института детства и университета.
Развита общественная деятельность:
- преподаватели и студенты активно участвуют в волонтерской работе с детьми с ОВЗ (центр «Динаода», центр «Святая Татьяна», «Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ» г. Вышний Волочек Тверской области и др.);
- студенты участвуют в социальных проектах и инициативах (совместные акции с благотворительным фондом «Благовест», проектом «Родной город»).