Научную школу кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ “Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста с особенностями в развитии” отличают ярко выраженная практическая направленность при глубоком теоретическом обосновании проблем; высокая требовательность к экспериментальной точности и доказательности получаемых фактов; коллегиальность, взаимодействие и преемственность в работе всех участников школы.
В процессе становления и развития научной школы были созданы и успешно развиваются научные направления:
- Дифференциальная психолого-педагогическая диагностика умственной отсталости и сходных с ней состояний:
- разработка принципов и критериев психолого-педагогической диагностики с учетом возраста, степени нарушений и структуры дефекта;
- создание материалов для психолого-педагогического изучения познавательной, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения детей с особенностями в развитии.
- Разработка вариативной помощи детям с особенностями в развитии:
- создание личностно-ориентированных методических материалов для коррекционно-развивающей работы с детьми;
- консультирование детей.
- Помощь родителям, воспитывающим детей с особенностями развития:
- консультирование родителей;
- создание книг для родителей.
- Совершенствование профессиональной подготовки студентов дефектологических факультетов и повышение квалификации работников дошкольных, школьных организаций системы образования:
- разработка программ по учебным дисциплинам;
- создание учебников и учебных пособий для студентов и учителей.
- Совершенствование деятельности ПМПК и ПМПк:
- научное обоснование документации;
- создание материалов для психолого-педагогического изучения детей.
- Разработка организации и содержания психолого-медико-педагогического сопровождения детей в условиях адаптивной модели школы с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей:
- создание программ согласованных действий всех участников сопровождения детей;
- создание книг, методических материалов для работы по сопровождению детей.
Основатель научной школы, принимающий личное участие во всех направлениях ее деятельности, выпускница отделения олигофренопедагогики дефектологического факультета МГПИ им. В.И.Ленина – профессор, кандидат педагогических наук София Давыдовна Забрамная – активный пропагандист современной дефектологической науки, “Отличник народного просвещения” (1970 г.), “Отличник просвещения СССР” (1984 г.), “Ветеран труда” (1988 г.), лауреат премии Правительства РФ в области образования (2013 г.).
С 1963 года по настоящее время научно-педагогическая деятельность С.Д.Забрамной неразрывно связана с МПГУ. Под научным руководством Софии Давыдовны защищены 16 кандидатских диссертаций, магистерские и выпускные квалификационные работы. Свои идеи и опыт практической деятельности автор неоднократно транслировала в лекциях, докладах на конференциях в более чем 40 городах России и зарубежья: Санкт-Петербурге, Волгограде, Екатеринбурге, Пскове, Уфе, Махачкале, Ярославле, Минске, Киеве, Ташкенте, Риге, Тарту, Алма-Ате и др. Научные труды С.Д.Забрамной, экспонировались на ВДНХ (1981 г., 1991 г.), переведены в Германии (1971 г., 1974 г.), Венгрии (1971 г.), Монголии (1989 г.), Болгарии (1995 г.), удостоены дипломов на конкурсах научных трудов.
Научные идеи Софии Давыдовны, развиваемые в школе через многочисленных учеников, способствуют повышению качества деятельности специалистов, занимающихся изучением, обучением, консультированием детей с проблемами развития, стимулируют научные исследования в данной области.
Представителями и последователями научной школы на кафедре олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ являются: Кузьмина Екатерина Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент; Петлюк Наталья Юрьевна – доцент; Никандрова Татьяна Сергеевна – кандидат педагогических наук заведующая кафедрой. Многочисленное количество учеников и продолжателей идей научной школы С.Д.Забрамной работают в педагогических ВУЗах (Караневская О.В., Титова О.В., Дудко О.В., Гомзякова Н.В., Шаповалова О.Е. и др.), ПМПК (Головнева Н.Я., Мясина Е.О., Федотова С.А. и др.), школах (Капланская Е.И. и др.) Российской Федерации, в Латвии (Мутуле Стелла), Панаме (Лилианы), Канаде (Лесбия Чанг).