Кафедра психологии младшего школьника организована в 1992 году. Бессменным руководителем кафедры является доктор психологических наук, профессор, академик РАО – Владимир Дмитриевич Шадриков. Под его руководством была создана научная школа – «Системогенез деятельности и способностей человека». С момента организации кафедры было защищено более 35 диссертаций, включая докторские и кандидатские. В 1994 году приказом министерства образования открыта лаборатория «Психологии способностей», а в 2005 году решением ученого совета МПГУ при кафедре был создан Центр психологического консультирования. С 2011 года успешно функционирует магистерская программа «Психологическое консультирование в образовании».
В 2019 г. на кафедре выпущен электронный сборник научных статей по материалам VI научно-практической конференции преподавателей и студентов, прошедшей 6 ноября 2018 г. на кафедре психологии младшего школьника:
Развитие познавательных способностей младших школьников: материалы VII научно-практической конференции, г. Москва, 6 ноября 2018 г./под общ.ред. Т.В. Зотовой [Электронное издание]. – Москва: МПГУ, 2019. – 181 с.
Развитие познавательных способностей младших школьников {Электронное издание} 2019
В 2020 г. выпущен электронный сборник по материалам VII научно-практической конференции, прошедшей 24 октября на кафедре психологии младшего школьника:
Развитие познавательных способностей младших школьников: материалы VII научно-практической конференции, г. Москва, 24 октября 2019 г./под общ.ред. Т.В. Зотовой [Электронное издание]. – Москва: МПГУ, 2020. – 166 с.
Развитие познавательных способностей [Электронное издание]_2020
Направления научно-исследовательской деятельности
Общая тема: Психология деятельности и способностей учащихся.
Шадриков В.Д.: Мысль как основная (базовая) психологическая категория.
Макарова К.В.: Способности младших школьников: личностная регуляция.
Суворова Г.А.: Формирование интеллектуальных операции младших школьников.
Гаврилова Л.В.: Педагогические компетенции учителя.
Зотова Т.В.: Развитие и диагностика познавательных способностей школьников в учебной деятельности.
Абрамова М.Г.: Личностные смыслы учения младших школьников.
Колесников В.Н.: Психология индивидуальности: психоаналитический подход.