Общепризнано, что любая современная инновационная деятельность в сфере образования до своей реализации должна опираться на историческое обоснование планируемых результатов. Подобный подход определяет ведущие направления разработок данной Научной школы: историко-педагогическая библиография, передовой педагогический опыт в различные периоды истории российского и зарубежного образования, история образовательных реформ, история и современное состояние педагогической терминологии, становление и развитие общественно-государственного управления в образовании и ряд других направлений. Важнейшей составляющей традиций научной школы является концентрация исследовательских усилий не на рассмотрении педагогических взглядов того или иного педагога прошлого, а на узловых проблемах истории отечественного и зарубежного образования.
Научная школа кафедры педагогики МПГУ по исследованию проблем истории образования и педагогической мысли начала формироваться в 20-е гг. XX столетия, и была связана с именем профессора Евгения Николаевича Медынского (1885-1957). Известный ученый, действительный член Академии Педагогических Наук СССР, доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медынский отдал службе на кафедре педагогики 2-го МГУ – МГПИ более 25 лет (1922-1948) и оставил богатейшее научное наследие, которое продолжают развивать и отстаивать его единомышленники и ученики.
Евгений Николаевич Медынский родился 11 марта в 1885 году в г. Ялте. Окончил в 1903 г. Симферопольскую гимназию с золотой медалью, Харьковский технологический институт, юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. В 1914-17 гг. занимал должность заведующего отделом народного образования Царскосельской земской управы. С 1915 года читал лекции на Петербургских высших (бывших Фребелевских) курсах.
В 1918-1920 гг. E.H. Медынский – преподаватель Нижегородского института народного образования, а в 1920-22 гг. член правления Уральского университета (Екатеринбург) и декан педагогического факультета. Там он читал ряд лекционных курсов, среди которых ведущее место занимал курс «История педагогики». В Уральском университете было положено начало серьезным исследованиям ученого в области истории педагогики, продолжавшимся до конца жизни ученого. В 1922 г. E.H. Медынский переехал в Москву, где возглавил отдел статистики Политпросвета Наркомпроса и одновременно был назначен на должность преподавателя педагогики во 2-й Московский государственный университет, преобразованный в 1930 году в Московский Педагогический институт.
В результате научной деятельности во 2-м МГУ-МГПИ E.H. Медынским на основе разработанного им курса лекций был написан первый в советский период учебник по истории педагогики в трех томах. Характерной особенностью этого труда стала попытка соединения идей так называемой «марксистской педагогики» с классическим подходом к историко-педагогическим процессам. В 1930-е гг. вышел ряд новых учебников и учебных программ по истории педагогики, возрождавших классические традиции дореволюционного курса педагогики. На протяжении двух десятилетий все программы по истории педагогики для педагогических институтов страны были составлены при участии Е.Н. Медынского или под его непосредственным руководством. Также профессором Е.Н. Медынским был подготовлен целый ряд, бесспорно, ценных для науки работ, посвященных деятельности выдающихся отечественных и зарубежных педагогов прошлого (Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и др.); истории образования в Российском государстве XVII в.; учебника по общей педагогике и др.
В 1944 году профессор кафедры педагогики МГПИ E.H. Медынский стал действительным членом Академии Педагогических Наук РСФСР и принял участие в организации НИИ теории и истории педагогики. В НИИ он возглавил отдел истории педагогики, совмещая эту деятельность со службой на посту директора Государственной библиотеки по народному образованию им. К.Д. Ушинского. В 1947 г. E.H. Медынский был избран членом Президиума АПН РСФСР.
Научно-педагогическое наследие академика E.H. Медынского включает в себя около 30 научных и учебных трудов и около 400 статей по различным теоретическим и историко-педагогическим проблемам.
Традиции в разработке проблем истории педагогики были продолжены целым рядом более молодых сотрудников Е.Н. Медынского. На протяжении 35 лет (1969 – 2005 гг.) научную школу истории педагогики в МГПИ-МПГУ возглавлял А.И. Пискунов – действительный член АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор, являвшийся в 1980-1992 гг. руководителем кафедры педагогики, а затем до 2005 года остававшийся профессором кафедры.
А.И. Пискуновым были подготовлены такие фундаментальные труды, как систематический указатель советской историко-педагогической литературы (1917-1957 гг.), комплекс научных изданий, посвященных наследию выдающегося педагога Я.А. Коменского, учебника по педагогике совместно с учеными ГДР, учебный комплект по истории педагогики: программа, учебник и хрестоматия в 3-х тт.
В настоящее время научную школу истории образования и педагогической мысли Е.Н. Медынского – А.И. Пискунова возглавляет доктор педагогических наук, профессор М.Г. Плохова. Научно-исследовательскую деятельность в рамках данной школы ведут доктора педагогических наук М.Г. Плохова, В.И. Блинов, А.Н. Рыжов, доценты М.А. Гончаров, Н.Н. Баркова, К.Е. Зискин и др. За последние пять лет в рамках научной школы подготовлено 7 кандидатов и 2 доктора наук, представителями школы опубликовано 8 монографий, 5 учебных пособий и около 100 статей. Аспирантами кафедры велась и ведется в настоящее время разработка ряда важных проблем отечественной и зарубежной истории педагогики и образования.