Возникновение и развитие научной школы связано с исследованиями доктора педагогических наук, проф. И.Т. Огородникова (1900–1976).
Долгое время руководителем научной школы был доктор педагогических наук, почетный профессор МПГУ, заведующий кафедрой педагогики начального обучения Александр Егорович Дмитриев (1922 -2014).
В последние годы в рамках научной школы:
- разработана модель подготовки учителя к творческой деятельности;
- дан перечень знаний, навыков и умений в области подготовки учителя к творческой педагогической деятельности;
- разработана система работ творческого характера, используемая в процессе изучения учащимися дисциплин образовательной области: филологии, математики, окружающего мира, искусства, технологии (труд), физической культуры;
- по результатам опубликован ряд научных работ: «Методология и современные концепции теории обучения» (А.Е. Дмитриев); «Подготовка учителя к формированию творческого потенциала школьников» (Л.К. Веретенникова), и проведен ряд научно-практических конференций: «Подготовка учителя к творческой педагогической деятельности», «Инновации в педагогике: история и современность», «Проблемы профессиональной подготовки учителя» и др.
В настоящее время ведутся исследования по проблемам:
- развитие творческого потенциала младшего школьника в учреждениях дополнительного образования;
- исследование современного состояния русского языка;
- литературное развитие младших школьников;
- литературоведческая подготовка учителя начальных классов;
- модели и формы музыкального воспитания младших школьников;
- развитие творческих способностей младших школьников и студентов на занятиях по изобразительному искусству и художественному труду.
В рамках научной школы действует и научное направление по подготовке учителей по дисциплинам естественного цикла. Это направление продолжает разработку методических идей Л.Н. Скаткина и А.М. Пышкало.