Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Из истории кафедр

Кафедра анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии

Кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии

 

К 100-летию дефектологического факультета МПГУ. Вклад К.П. Ягодовского

Кафедра логопедии

До 1925 г. дефектологическое образование давало студентам общую дефектологическую подготовку без специализации в какой-либо одной области дефектологии. Первые учебные планы характеризовались тем, что студенты готовились одновременно по всем трем видам специальной педагогики (сурдопедагогике, тифлопедагогике, олигофренопедагогике) (Д.И. Азбукин). С установлением высшего дефектологического образования в учебные планы дефектологических отделений были включены и специальные курсы по логопедии. Каждый студент-дефектолог был обязан приобрести теоретические знания и практические навыки по логопедии. Необходимость логопедических знаний у студентов-дефектологов первоначально обосновывалась тем, что «дефективные дети в большей мере, чем учащиеся массовой школы, страдают недостатками речи, тормозящими овладение грамотой и основами наук» (Ф.А. Pay).

В последующие годы с развитием специализации студентов-дефектологов разного профиля (олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов) логопедия преподается как «подсобная дисциплина». И поскольку дефектологическое отделение, а затем (с 1931 г.) факультет не ставили своей задачей подготовку специалистов-логопедов, «курс логопедии был упрощенным, ориентированным главным образом на грубые нарушения речи (косноязычие, заикание, алалии, дисграфии и пр.)» (Ф.А. Pay).

В 1946/47 учебном году на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина было открыто логопедическое отделение. Это было вызвано, прежде всего, необходимостью обязательной логопедической работы в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях, где результатами массового изучения детской речи было выявлено значительное число детей, нуждающихся в специализированной помощи. Стала очевидной необходимость логопедических знаний не только для олиго-, сурдо- и тифлопедагогов, но создание отдельного профиля специалиста-дефектолога — профиля логопеда. Ведущая роль в создании логопедического отделения на кафедре сурдопедагогики и логопедии принадлежит Ф.А. Рау.

Ф.А. Pay — чл.-корр. АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор — возглавлял работу кафедры сурдопедагогики и логопедии с 1925 по 1950 г. Немногочисленный коллектив кафедры состоял в основном из сурдопедагогов. Поэтому для преподавания и разработки теоретических вопросов логопедии на кафедру приглашались опытные специалисты-практики, внутри кафедры формировались кадры логопедов-исследователей. В круг научных интересов сотрудников Ф.А. Pay входили многие вопросы теории и практики логопедии, нашедшие впоследствии отражение в статьях, пособиях и т. д.

С 1955 г. работу логопедического отделения дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина возглавила новая кафедра — психопатологии и логопедии, коллектив которой соответственно состоял из врачей и логопедов. Зав. кафедрой был избран проф.С.С. Ляпидевский, по образованию врач и педагог.

В должности заведующего кафедрой С.С. Ляпидевский совместно с сотрудниками за 20 лет (1955 — 1975 гг.) существенно усовершенствовал систему обучения студентов-логопедов. В учебные планы по сравнению с прошлым были введены новые курсы лекций, семинары, практические занятия, дифференцированная педагогическая практика. Образована учебно-воспитательная лаборатория, налажена при кафедре систематическая работа медико-педагогической консультации и мн. др.

С 1978 г. кафедра логопедии была выделена в самостоятельное научно-учебное подразделение зав. кафедрой логопедии был назначен кандидат педагогических наук, доцент В.И. Селиверстов, 1978 — 1980 гг.

В 1979 г. эта кафедра разделилась на две: логопедии и анатомо-физиологических основ дефектологии. Не порывая межкафедральных связей с другими подразделениями факультета (и, прежде всего, с кафедрой анатомо-физиологических основ дефектологии, где сконцентрированы научные интересы медиков, работающих в области дефектологии), кафедра логопедии в это период наметила ближайшую программу перестройки научных исследований и учебного процесса, ориентированного на подготовку высококвалифицированных педагогов-логопедов, способных творчески решать задачи обучения и воспитания детей с нарушенной речевой деятельностью.

В 1981–2005 гг. кафедру логопедии возглавляла д.мед.н., проф. Л.И.Белякова, а с 2005 г. по 2014 г. — к.пед.н., доц. Г.В. Бабина.

Под руководством Л.И. Беляковой и Г.В. Бабиной кафедра логопедии решала задачу развития психолого-педагогических основ логопедии. Были включены, с одной стороны, разделы изучения личности детей с нарушенной речевой деятельностью, совершенствование психолого-педагогического изучения детей с нарушенной речевой деятельностью, вопросы лингво-психолого-педагогической классификации речевых нарушений. С другой стороны, предметом научного исследования стали вопросы оптимизации педагогических форм, средств и методов при коррекционном воспитании и обучении детей в условиях детского сада для детей с нарушенной речью, школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи и в специализированных учреждениях системы здравоохранения в амбулаторных и стационарных условиях, санаториях и др.

В 2014 г. произошло объединение кафедры логопедии и кафедры русского языка и спецметодики его преподавания. Кафедру логопедии МПГУ возглавила Алмазова Анна Алексеевна.

В настоящее время кафедра логопедии осуществляет многоуровневую подготовку логопедов в очной и заочной формах. Студенты проходят различные виды педагогической практики в образовательных организациях, центрах психологической и социальной помощи, центрах реабилитации слуха и речи.

Научная школа кафедры – «Центральные механизмы нарушений речи» — интегрирует и разрабатывает идеи клинико-педагогического, психолого-педагогического, лингво-психологического, лингво-методического, нейропсихологического и других направлений изучения речевых расстройств.

Кафедра логопедии активно взаимодействует с организациями, которые осуществляют работу по изучению, образованию, развитию, реабилитации и социальной адаптации взрослых и детей с нарушениями речи. Кафедра развивает и поддерживает взаимосвязь с дружественными вузами, научно-исследовательскими организациями России и других стран.

Преподаватели кафедры оказывают консультативную помощь лицам с нарушениями речи, членам их семей, их заинтересованному окружению.

Использованы материалы статьи В.И. Селиверстова, Б.М. Гриншпуна и  С.Н. Шаховской «Формирование научной школы кафедры логопедии МГПИ им. В.И. Ленина (к 35-летию образования вузовского отделения логопедии)».

Оригинал текста см. в Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых : Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; [Под ред. В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской]. – М. : МГПИ, 1981 (вып. дан. 1982). – С. 3-21.

Подробнее о прошлом и настоящем кафедры логопедии можно посмотреть на нашем сайте.

История кафедры логопедии

Добро пожаловать на кафедру логопедии!

Кафедра дошкольной дефектологии

Кафедра дошкольной дефектологии

Кафедра тифлопедагогики