Факультет был основан в 1920 г. В разное время здесь работали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.И. Азбукин, Х.С. Замский, И.А. Грошенков, К.А. Волкова, Е.М. Мастюкова и другие ведущие специалисты-дефектологи.
1920 г. – 1 ноября на базе годичных курсов Медико-педагогической консультации были образованы Высшие педагогические курсы по детской дефективности, заведующий В.П. Кащенко, срок обучения три года. Занятия проводили – А.И. Елизарова, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Ф.Д. Забугин, А.С. Грибоедов, Ф.А. Рау, А.Н. Граборов, Д.В. Фельдберг и др.
1925 г. – открытие на педфаке 2-го МГУ отделения педологии и дефектологии, заведующий дефектологическим отделением был назначен Д.И. Азбукин (1883–1953). Кафедры дефектологического отделения: олигофренопедагогики (заведующий кафедрой – профессор Д.И. Азбукин), сурдопедагогики (заведующий кафедрой – профессор Ф.А. Рау), тифлопедагогики (заведующий кафедрой – профессор В.А. Гандер).
1930 г. – на базе педфака 2-го МГУ образуется самостоятельный Педагогический институт Наркомпроса РСФСР.
1934 г. – Московский государственный педагогический институт перешел на факультетскую систему, а дефектологическое отделение преобразовано в дефектологический факультет. Декан дефектологического факультета МГПИ – профессор Д.И. Азбукин.
1942-1951 гг. – пересмотр содержания образования, переработка учебных планов и создание учебно-методической литературы, адресованной непосредственно студентам. дефектологический факультет МГПИ. Декан дефектологического факультета МГПИ – профессор А.И. Дьячков (создал «Методику обучения глухонемых арифметике», вышедшую двумя изданиями (1941, 1953), а также ряд учебников по арифметике для школ глухих. Под руководством и при участии А.И. Дьячкова создано учебное пособие для дефектологических факультетов «Сурдопедагогика».
1946-1947 уч. г. – открыто первое в стране отделение логопедии по инициативе профессора Ф.А. Рау.
1955 г. – создана кафедра психопатологии и логопедии, которой руководил проф., к.пед.н. С.С. Ляпидевский.
1955 г. – составлен проект нового учебного плана, по которому предполагалось усилить дефектологическую подготовку студентов при сохранении двойного профиля. С 1951 по 1961 гг. деканом дефектологического факультета становится И.Н. Красных, ведущий специалист в области методики обучения русскому языку глухих детей.
1961 г. – деканом дефектологического факультета был избран Х.С. Замский, а в 1966–1968 гг. при дефектологическом факультете МГПИ открываются одногодичные курсы по подготовке дефектологов с ежегодным приемом 100 человек (с отрывом от производства), которые существуют и сегодня в виде факультета переподготовки специалистов по дефектологии.
1967 год дефектологический факультет МГПИ перешел на подготовку специалистов по учебным планам, рассчитанным на 5 лет обучения.
1979 г. – разделение кафедры психопатологии и логопедии на кафедру логопедии и кафедру анатомо-физиологических основ дефектологии.
1973-1981 гг. – деканом дефектологического факультета был В.А. Лапшин.
1981-1991 гг. – деканом дефектологического факультета был Е.В. Оганесян.
1991-2013 гг. – деканом дефектологического факультета являлся Б.П. Пузанов.
1984 г. – создание кафедры русского языка и спецметодики его преподавания; заведующий кафедрой – профессор В.А. Лапшин.
1987 г. – первый набор студентов для обучения по профилю «дошкольная дефектология», который готовил учителей-дефектологов и практических психологов для специальных дошкольных учреждений. Инициатор открытия профиля – к.п.н., профессор В.И. Селиверстов.
1989 г. – организована кафедра дошкольной дефектологии. Заведующий кафедрой – В.И. Селиверстов.
2004 г. коллектив кафедры сурдопедагогики дефектологического факультета стал победителем конкурса Министерства образования Российской Федерации на определение федеральных головных и окружных учебно-методических центров среди образовательных учреждений высшего профессионального образования и был награжден оборудованием для мультимедийного класса.
2005 г. – на факультете началась подготовка специальных психологов.
2013 г. – деканом факультета становится кандидат педагогических наук Т.А. Соловьева, в прошлом заведующая лабораторией сурдопедагогики логопедии ФГНУ ИКП РАО.
2014 г. – дефектологический факультет объединяют с факультетом начальных классов и присоединяют к ним несколько новых кафедр, образовав тем самым Институт Детства.
2014 г. – объединение кафедры логопедии и кафедры русского языка и спецметодики его преподавания.
2015 г. – слияние МПГУ и МГГУ им. М.А. Шолохова, которое привело к объединению коллективов дефектологических факультетов двух вузов.
2016 г. – открытие кафедры тифлопедагогика – заведующий кафедрой О.Н. Смолин профессор, действительный член (академик) Российской академии образования, доктор философских наук.
2014-2017 г. Дефектологический факультет принял участие в проекте модернизации Высшего образования по направлению Специальное (дефектологическое) образование, в результате которого была разработана новая модель практикоориентированной подготовки педагогов-дефектологов, выработаны подходы к формированию и оценке профессиональных компетенций выпускников, апробированы возможности сетевого взаимодействия с вузами Российской Федерации.
2019-2020 уч. г. – студенты поступают на направление, а выбор профиля осуществляется после серии профессионально ориентационных занятий во втором семестре.