Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Януш Корчак

«Моя жизнь была трудной, но интересной. Именно о такой я просил Бога в молодости».

Януш Корчак. «Дневник», гетто, июль 1942 г.

Эти слова часто становятся эпиграфом к книгам, посвященным Янушу Корчаку. Януш Корчак, настоящее имя которого Генрик Гольдшмидт, родился в Варшаве, 22 июля 1878 года. Он рос в благополучной, интеллигентной семье. Отец — Юзеф Гольдшмидт — известный варшавский адвокат, мать — Цецилия, и сестра — Анна. Генрик был мечтательным мальчиком, бабушка называла его «философом», любил играть с маленькими детьми разных сословий.

В 1890 году он поступил в русскую гимназию, где царила жесткая дисциплина. Там он освоил русский, латынь, греческий, французский и немецкий языки. Почти в это же время, тяжело заболел его отец. Болезнь, а потом смерть отца, возложили на плечи Генрика ответственность за содержание семьи. Изнурительное репетиторство закалило его характер. После окончания гимназии в 1898 году, Корчак становится студентом медицинского факультета Варшавского университета. Именно в университете он начал активную журналистскую деятельность под псевдонимом Януш Корчак. Много времени Корчак посвящает общественной работе в бесплатных читальных залах Варшавского благотворительного общества. Проводит время с детьми. Учит их грамоте и любви к чтению. Здесь проявляется его удивительный дар легко устанавливать контакт и доверительные отношения с детьми. Корчак частый гость в рабочих районах, он своими глазами видит, как трудно живут бедные слои населения. Здесь он находит темы и сюжеты своих первых произведений. В 1898 г с драммой «Каким путем», Корчак принимает участие в конкурсе и получает свою первую награду.

После окончания университета Януш Корчак начинает работать врачом в детском госпитале имени Бессонов и Бауманов в Варшаве. Он прекрасный диагност и уже известный писатель. Здесь Корчак понимает, что основной принцип медицины «не навреди» работает и в педагогике. Он понимает, что потребность организма в лечении тесно связана с потребностью детской души в понимании и игре. С одинаковым рвением он спасает детей из богатых семей и детей бедняков. Среди ночи он готов бежать на помощь, в отличии от взрослых врачей, которые полагают, что ребенок может дождаться утра. Этим вызывает непонимание и недоумение коллег, которые объявили ему войну. В это время Корчак начинает задумываться на тему детских прав.

В 1904 году Корчак призван на службу, и в качестве врача он уезжает на русско-японскую войну, в Маньчжурию. И здесь, замечая положение ребенка, он вновь и вновь задумывается о правах.

В 1905 году Януш Корчак возвращается в Варшаву. Здесь его ждут события, связанные с революцией, заключение. Его жизнь не раз была в опасности. Доктор принимает решение уехать за границу. Берлин, Париж, Лондон — он работает в клиниках, продолжает учиться медицине. Кроме работы в госпиталях, Корчак посещает приюты, исправительные заведения, школы для детей с отставанием в развитии, различные благотворительные заведения. Работает с молодежью в летних колониях. В 1907 году, в Лондоне, Корчак принимает решение сознательно отказаться от создания собственной семьи. «Вместо сына я избрал идею служения ребенку и его делу».

В 1908 году Корчак начинает работать членом правления в обществе «Помощь сиротам». Осенью 1912 года состоялось открытие «Дома сирот» на Крохмальной улице, директором которого стал Януш Корчак. Ему не нравилось это название, он хотел переименовать в «Дом детей», но… Это был переломный момент в его жизни. Он больше не может быть только врачом. Он хочет реформировать мир для детей и во имя детей. Корчак не только врач, он исследователь. Он даже ночью наблюдает за детьми, за их поведением, развитием, настроением, весом, ростом. Как воспитатель, Корчак понимал, что в жизни ребенка важно всё. Нет неважных явлений.

В 1914 году Януш Корчак вновь призван на фронт, началась Первая мировая война. «Дом сирот» остается на попечении заведующей Стефании Вильчиньска. Корчак вернется только через 4 года, в 1918 году. Каждую минуту разлуки он скучает, рассуждает, записывает мысли и наблюдения. Так появилась его главная книга «Как любить ребенка». Первая часть рукописи напечатана в 1920году, затем в 1921 году вторая.

После войны число сирот значительно выросло и нужно было срочно браться за работу. В 1919году под Варшавой открывается новый сиротский приют «Наш дом». Совсем скоро приюты, которыми руководит Януш Корчак, станут образцовыми учреждениями, ведущими в стране. Корчак обладает большим авторитетом, умеет привлечь нужных и интересных людей. Чем лучше становились приюты, тем большего для них хотел Корчак. Организационными достижениями можно было считать то, что на сто детей в обоих приютах было только семь человек персонала. Дети учились самообслуживанию, взаимопомощи, добросовестному труду.

В период с 1918 по 1937 год Корчак очень интенсивно работает. Читает лекции, пишет произведения художественной литературы, педагогические трактаты, работает на радио. Кроме этого, он руководит двумя приютами, работает в них как врач и воспитатель. Скромный, чуть сутулый, в очках, с рыжеватой бородкой. Корчак много читал, был совершенно непритязателен в быту, часто был задумчив.

В 1939 году снова началась война. В 1940 году «Дом сирот» получил приказ о переезде в изолированное еврейское гетто. Начались бесконечные переезды. Корчак не бросает детей. С февраля 1942 года он принимает на себя руководство «Домом подкидышей».

5 августа 1942 года Януш Корчак вместе со своими воспитанниками был отправлен в лагерь уничтожения Треблинка. Они были уничтожены в газовых камерах. У Корчака было несколько возможностей избежать гибели. Но он не мог бросить своих детей. Это не подвиг. Он просто не мог поступить иначе. Он сохранил верность детям.

Януш Корчак оставил большое наследие. Его подвиг увековечен в искусстве. Благу ребенка Януш Корчак посвятил свою жизнь.