Богоявленская Диана Борисовна, д.психол.н., профессор, почетный член РАО
Ключевые слова: одаренность, психология одаренности
Примерные темы для магистрантов:
- Динамика понятия «одаренность»
Демакова Ирина Дмитриевна, д.пед.н., профессор
Ключевые слова: теория воспитания, гуманистическая педагогика, Януш Корчак
Примерные темы для студентов бакалавриата:
- Отечественные научные школы, разрабатывающие проблемы воспитания. «Невидимый колледж Новиковой» – научная школа академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой
- Основные понятия теории воспитания: воспитание – воспитательная среда – воспитательное пространство – воспитательная деятельность педагога
- Феномен «воспитательная система» школы и других образовательных учреждений
- Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства
- Воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью. Опыт интеграции детей разных социальных групп в единое детское сообщество
- Воспитание детей разных возрастных групп в условиях оздоровительных лагерей
- Опыт гуманистического воспитания в мировой педагогике (Януш Корчак)
Лопаткова Ирина Викторовна, д.психол.н., профессор кафедры
Ключевые слова: психология искусства, психология художественной деятельности, психология конфликта, психология личности, развитие и коррекция личности средствами искусства, конфликтология и искусство, арт-психология, арт-терапия, художественное поле самоактуализации
Примерные темы для студентов бакалавриата:
- Искусство как психотехнология в трудах отечественных и зарубежных ученых (аналитический обзор подходов)
- Художественные практики в развитии личности (сравнительный анализ психолого-педагогических практик)
- Арт-методы в психолого-педагогических практиках развития (когнитивного, личностного, социально-личностного)
- Музыка (театр, хореография, изобразительное искусство и т.д.), как психолого-педагогическая технология
- Психолого-педагогические основания применения искусства (указать вид), как технологии развития психики (по возрастным проблемам)
- Личность, самосознание художника: особенности самоотношения, самовосприятия, самоактуализации (анализ биографических, автобиографических данных, контент-анализ авторских произведений)
- Особенности взаимоотношений художественно-ориентированных личностей
- Художественная деятельность детей: сущность, цели, мотивация
- Художественные способности: определение, структура, методы развития
- Психокоррекционные и психотерапевтические функции искусства
- Психология воспитательных практик и художественная деятельность
Сумнительный Константин Евгеньевич, д.пед.н., профессор
Ключевые слова: педагогика Монтессори, Монтессори-терапия, подготовленная среда, наблюдение, самостоятельность
Темы курсовых работ для студентов бакалавриата:
- Метод Монтессори и его место в гуманистической педагогике
- Концепция подготовленной среды в методе Монтессори
- Педагогика Монтессори в мировом образовательном пространстве. Анализ различий и общего с другими направлениями в отечественной и западной педагогике
Для магистрантов:
- Анализ подготовленной среды для разных возрастных групп в педагогике Монтессори
- Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка (в системе Монтессори)
- Монтессори педагогика и Монтессори-терапия в работе с детьми с ОВЗ
- Развитие самостоятеьности ребенка в подготовленной среде класса Монтессори
Обухов Алексей Сергеевич, к.психол.н., профессор кафедры
Ключевые слова: психология образования, культура детства, визуальная антропология детства, психология исследовательской активности и исследовательской деятельности детей и подростков
Примерные темы для студентов бакалавриата:
- Активность детей в открытом городском пространстве (детские дворы, игровые площадки, парки и др.)
- Вовлеченность детей и подростков в дополнительное и неформальное образование
- Восприятие и понимание подростками воспитательных мероприятий и воздействий со стороны педагогов и других взрослых
Примерные темы для магистрантов:
- Развитие познавательной активности детей и подростков в конкретных условиях с применением конкретных методов или через вовлечение в конкретные форматы деятельности
- Культура детских и подростковых сообществ (конкретных по тематике, пространству и месту жизнедеятельности)
Фоминова Алла Николаевна, к.психол.н., профессор
Ключевые слова: общение, личная история, эмоциональная саморегуляция, стресс, жизнестойкость
Примерные темы для студентов бакалавриата:
- Биологические и социальные аспекты в личности человека (ключевые слова: психики, наследственность, нервная система, социальные факторы, образование; исследовательская часть – анализ результатов индивидуального опроса)
- Общение как фактор познавательного и личностного развития человека (ключевые слова: понятие общения, речь и мышление, отношение, влияние, уровни общения; исследовательская часть- анализ результата анкеты)
- Исторические аспекты в развитии личности человека (социальная и культурная среда, социальный статус, социальные нормы; исследовательская часть- анализ биографических текстов)
Примерные темы для магистрантов:
- Психологические аспекты эмоциональной саморегуляции участников образовательного процесса (ключевые понятия: психические состояния, уровни саморегуляции, социальные и психологические роли, возрастной и профессиональный аспект)
- Состояние учебного стресса (ключевые понятия: психические состояния, факторы стресса, учебная ситуация, индивидуальный и возрастной аспекты)
- Роль социальной среды в личностном развитии современного подростка (ключевые слова: социальное и культурное пространство, ценностно-смысловые установки, психология выбора, направленность личности)
- Жизнестойкость как личностное свойство (ключевые слова: понятие жизнестойкости, индивидуальные и личностные особенности, навыки и умения, смысловые установки личности, интеллектуальные способности, воля)
Адамян Елена Игорьевна, к.филол.н., доцент кафедры
Ключевые слова: пространство детства ребенка, в том числе в условиях госпитальной педагогики; зарубежный опыт госпитальной педагогики; междисциплинарные исследования автобиографических воспоминаний; автобиографическая память личности; самосознание личности; читательские практики; цифровая культура
Примерные темы курсовых студентов бакалавриата:
- Автопортрет как феномен самосознания в искусстве и в культуре
- Автобиографические практики и самопрезентация личности в цифровом пространстве
- Смеховая культура в современном мире
- Что читают сегодня подростки
- Мир ребенка в пространстве музея
- Категория дружбы и ее трансформация
Конрад Инна Сергеевна, к.филол.н., доцент кафедры
Ключевые слова: детский фольклор, автоэтнография, визуальная антропология, медицинская антропология, обряд и ритуал, этноискусство, качественные методы исследования
Примерные темы для студентов бакалавриата:
- Современный детский фольклор (анализ специфики конкретного жанра)
- Традиции и ритуалы локальных сообществ
- Фольклор в системе семейного воспитания
Мурафа Светлана Валентиновна, к.психол.н., доцент кафедры
Ключевые слова: способности, мнемические способности, психическое развитие, нарушенное развитие, интеллектуальное развитие, киберзапугивание, методы обучения, технологии обучения, мотивация обучения, студенты, школьники, адаптация, воспитание, высшее образование, профессиональная этика
Примерные темы для студентов бакалавриата:
- Особенности проявления подростковых зависимостей
- Особенности личности детей с нарушенным психическим развитием
- Особенности обучения гиперактивных детей
- Киберзапугивание современных подростков: проявления, последствия
- Метод «Командообразования» как средство сплочения студенческого коллектива
- Особенности психологических состояний студентов в период сессии
- Интеллектуальные образовательные технологии на современном уроке
- Развитие способностей в учебной деятельности
- Развитие способностей во внеурочной деятельности
- Особенности проявления творческих способностей студентов в учебной деятельности
- Психологические особенности наглядных методов обучения
- Мнемические способности младших школьников
- Особенности обучения детей с ЗПР
- Нейропсихологические методы исследования познавательных процессов
- Консультирование родителей по вопросам развития способностей в учебной деятельности
- Особенности консультирование родителей, имеющих детей с ОВЗ
- Формирование мотивации к обучению у младших школьников
- Особенности психологической адаптации пятиклассников
- Психологическая адаптация студентов первокурсников к обучению в вузе
- Кроскультурные исследования мотивации к обучению в вузе
- Ценностные ориентации современных педагогов
- Профессиональная этика психолога образования
- Векторы развития воспитательного процесса в высшей школе
Родина Наталья Михайловна, к.психол.н., доцент
Ключевые слова: дошкольные образование, ранний возраст, познавательное развитие, развитие речи детей-билингвов, детское двуязычие, интеркультурная педагогика
Примерные темы для студентов бакалавриата:
- Познавательное и речевое развитие детей раннего возраста
- Формирование представлений дошкольников об окружающем мире
- Дошкольное образование в поликультурном образовательном пространстве
Примерные темы для магистрантов:
- Специфика обучения дошкольников второму языку
- Речевое развитие детей-билингвов
- Интеркультурная педагогика в дошкольном образовании
Трифонова Екатерина Вячеславовна, к.психол.н., доцент
Ключевые слова: психология детской игры, игровые технологии, психология дошкольного возраста, дошкольный уровень образования, организация развивающего обучения с дошкольниками, деятельностный подход в психологии, психология исследовательской деятельности
Примерные темы для студентов бакалавриата:
- Сопровождение самодеятельных детских игр в условиях ДОО
- Влияние игровой деятельности на детское развитие.
- Развивающая предметно-игровая среда: специфика организации
- Игровые технологии в дошкольном образовании
- Условия развития детской исследовательской деятельности
Примерные темы для магистрантов:
- Самодеятельные игры дошкольников
- Сюжетные игры детей младшего школьного возраста
- Игровые технологии
- Развивающая предметно-игровая среда
- Организация исследовательской деятельности дошкольников
- Развивающее дошкольное образование
Воробьева Ирина Николаевна, ст. преподаватель
Ключевые слова: рисунок, рисование, эстетическое развитие, арт-технологии, живопись, предметная среда
Примерные темы для обучающихся бакалавриата:
- Детский рисунок как продукт художественного творчества
- Развитие эстетического восприятия у дошкольников средствами искусства
- Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: общие признаки и отличительные черты
- Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства
- Детское изобразительное творчество в аспекте современных дошкольных инновационных программ
- Арт-технологии в развитии детей раннего возраста
- Арт-технологии в развитии детей дошкольного возраста
- Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие развития детской продуктивной деятельности
Колосова Елена Борисовна, ст. преподаватель
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, дополнительной образование детей, информальное образование, индивидуальные образовательные траектории и маршруты, педагогическая поддержка, младшие школьники; сопровождение познавательных интересов школьников
Примерные темы курсовых для студентов бакалавриата:
- Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в читательские практики средствами дополнительного образования
- Педагогическая поддержка индивидуальных образовательных траекторий школьников с ограниченными возможностями здоровья
- Образовательные события в работе классного руководителя
Примерные темы для магистрантов:
Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями; модели комплексной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; эволюция термина особые образовательные потребности, интеграция общего и дополнительного образования, образовательные стратегии и жизненный путь ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Выявление и реализация образовательного запроса школьника с ограниченными возможностями здоровья
- Специфика бинарного учебного занятия: структура, результативность, педагогическая поддержка всех участников
- Личностные образовательные результаты школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте формирования жизненной компетенции