Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Тематика курсовых работ

Положение о Курсовой работе

Богоявленская Диана Борисовна, д.психол.н., профессор, почетный член РАО

Ключевые слова: одаренность, психология одаренности

Примерные темы для магистрантов:

  • Динамика понятия «одаренность»

 

Демакова Ирина Дмитриевна, д.пед.н., профессор

Ключевые слова: теория воспитания, гуманистическая педагогика, Януш Корчак

Примерные темы для студентов бакалавриата:

  • Отечественные научные школы, разрабатывающие  проблемы воспитания. «Невидимый колледж Новиковой» – научная школа академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой
  • Основные понятия теории воспитания: воспитание – воспитательная среда – воспитательное пространство – воспитательная деятельность педагога
  • Феномен «воспитательная система» школы и других образовательных учреждений
  • Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства
  • Воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью. Опыт интеграции детей разных социальных групп в единое детское сообщество
  • Воспитание детей разных возрастных групп в условиях оздоровительных лагерей
  • Опыт гуманистического воспитания в  мировой педагогике (Януш Корчак)

 

Лопаткова Ирина Викторовна, д.психол.н., профессор кафедры

Ключевые слова: психология искусства, психология художественной деятельности, психология конфликта, психология личности, развитие и коррекция личности средствами искусства, конфликтология и искусство, арт-психология, арт-терапия, художественное поле самоактуализации

Примерные темы для студентов бакалавриата:

  • Искусство как психотехнология в трудах отечественных и зарубежных ученых (аналитический обзор подходов)
  • Художественные практики в развитии личности (сравнительный анализ психолого-педагогических практик)
  • Арт-методы в психолого-педагогических практиках развития (когнитивного, личностного, социально-личностного)
  • Музыка (театр, хореография, изобразительное искусство и т.д.), как психолого-педагогическая  технология
  • Психолого-педагогические основания применения искусства (указать вид), как технологии развития психики (по возрастным проблемам)
  • Личность, самосознание художника: особенности самоотношения, самовосприятия, самоактуализации (анализ биографических, автобиографических данных, контент-анализ авторских произведений)
  • Особенности взаимоотношений художественно-ориентированных личностей
  • Художественная деятельность детей: сущность, цели, мотивация
  • Художественные способности: определение, структура, методы развития
  • Психокоррекционные и психотерапевтические  функции искусства
  • Психология воспитательных практик и художественная деятельность

 

Сумнительный Константин Евгеньевич, д.пед.н., профессор

Ключевые слова: педагогика Монтессори, Монтессори-терапия, подготовленная среда, наблюдение, самостоятельность

Темы курсовых работ для студентов бакалавриата:

  • Метод Монтессори и его место в гуманистической педагогике
  • Концепция подготовленной среды в методе Монтессори
  • Педагогика Монтессори в мировом образовательном пространстве. Анализ различий и общего с другими направлениями в отечественной и западной педагогике

Для магистрантов: 

  • Анализ подготовленной среды для разных возрастных групп в педагогике Монтессори
  • Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка (в системе Монтессори)
  • Монтессори педагогика и Монтессори-терапия в работе с детьми с ОВЗ
  • Развитие самостоятеьности ребенка в подготовленной среде класса Монтессори

 

Обухов Алексей Сергеевич, к.психол.н., профессор кафедры

Ключевые слова: психология образования, культура детства, визуальная антропология детства, психология исследовательской активности и исследовательской деятельности детей и подростков

Примерные темы для студентов бакалавриата:

  • Активность детей в открытом городском пространстве (детские дворы, игровые площадки, парки и др.)
  • Вовлеченность детей и подростков в дополнительное и неформальное образование
  • Восприятие и понимание подростками воспитательных мероприятий и воздействий со стороны педагогов и других взрослых

Примерные темы для магистрантов:

  • Развитие познавательной активности детей и подростков в конкретных условиях с применением конкретных методов или через вовлечение в конкретные форматы деятельности
  • Культура детских и подростковых сообществ (конкретных по тематике, пространству и месту жизнедеятельности)

 

Фоминова Алла Николаевна, к.психол.н., профессор

Ключевые слова: общение, личная история, эмоциональная саморегуляция, стресс, жизнестойкость

Примерные темы для студентов бакалавриата:

  • Биологические и социальные аспекты в личности человека (ключевые слова: психики, наследственность, нервная система, социальные факторы, образование; исследовательская часть – анализ результатов индивидуального опроса)
  • Общение как фактор познавательного и личностного развития человека (ключевые слова: понятие общения, речь и мышление, отношение, влияние, уровни общения; исследовательская часть- анализ результата анкеты)
  • Исторические аспекты в развитии личности человека (социальная и культурная среда, социальный статус, социальные нормы; исследовательская часть- анализ биографических текстов)

Примерные темы для магистрантов:

  • Психологические аспекты эмоциональной саморегуляции участников образовательного процесса (ключевые понятия: психические состояния, уровни саморегуляции, социальные и психологические роли, возрастной и профессиональный аспект)
  • Состояние учебного стресса (ключевые понятия: психические состояния, факторы стресса, учебная ситуация, индивидуальный и возрастной аспекты)
  • Роль социальной среды в личностном развитии современного подростка (ключевые слова: социальное и культурное пространство, ценностно-смысловые установки, психология выбора, направленность личности)
  • Жизнестойкость как личностное свойство (ключевые слова: понятие жизнестойкости, индивидуальные и личностные особенности, навыки и умения, смысловые установки личности, интеллектуальные способности, воля)

 

Адамян Елена Игорьевна, к.филол.н., доцент кафедры

Ключевые слова: пространство детства ребенка, в том числе в условиях госпитальной педагогики; зарубежный опыт госпитальной педагогики; междисциплинарные исследования автобиографических воспоминаний; автобиографическая память личности; самосознание личности; читательские практики; цифровая культура

Примерные темы курсовых студентов бакалавриата:

  • Автопортрет как феномен самосознания в искусстве и в культуре
  • Автобиографические практики и самопрезентация личности в цифровом пространстве
  • Смеховая культура в современном мире
  • Что читают сегодня подростки
  • Мир ребенка в пространстве музея
  • Категория дружбы и ее трансформация

 

Конрад Инна Сергеевна, к.филол.н., доцент кафедры

Ключевые слова: детский фольклор, автоэтнография, визуальная антропология, медицинская антропология, обряд и ритуал, этноискусство, качественные методы исследования

Примерные темы для студентов бакалавриата:

  • Современный детский фольклор (анализ специфики конкретного жанра)
  • Традиции и ритуалы локальных сообществ
  • Фольклор в системе семейного воспитания

 

Мурафа Светлана Валентиновна, к.психол.н., доцент кафедры

Ключевые слова: способности, мнемические способности, психическое развитие, нарушенное развитие, интеллектуальное развитие, киберзапугивание, методы обучения, технологии обучения, мотивация обучения, студенты, школьники, адаптация, воспитание, высшее образование, профессиональная этика

Примерные темы для студентов бакалавриата:

  • Особенности проявления подростковых зависимостей
  • Особенности личности детей с нарушенным психическим развитием
  • Особенности обучения гиперактивных детей
  • Киберзапугивание современных подростков: проявления, последствия
  • Метод «Командообразования» как средство сплочения студенческого коллектива
  • Особенности психологических состояний студентов в период сессии
  • Интеллектуальные образовательные технологии на современном уроке
  • Развитие способностей в учебной деятельности
  • Развитие способностей во внеурочной деятельности
  • Особенности проявления творческих способностей студентов в учебной деятельности
  • Психологические особенности наглядных методов обучения
  • Мнемические способности младших школьников
  • Особенности обучения детей с ЗПР
  • Нейропсихологические методы исследования познавательных процессов
  • Консультирование родителей по вопросам развития способностей в учебной деятельности
  • Особенности консультирование родителей, имеющих детей с ОВЗ
  • Формирование мотивации к обучению у младших школьников
  • Особенности психологической адаптации пятиклассников
  • Психологическая адаптация студентов первокурсников к обучению в вузе
  • Кроскультурные исследования мотивации к обучению в вузе
  • Ценностные ориентации современных педагогов
  • Профессиональная этика психолога образования
  • Векторы развития воспитательного процесса в высшей школе

 

Родина Наталья Михайловна, к.психол.н., доцент

Ключевые слова: дошкольные образование, ранний возраст, познавательное развитие, развитие речи детей-билингвов, детское двуязычие, интеркультурная педагогика

Примерные темы для студентов бакалавриата:

  • Познавательное и речевое развитие детей раннего возраста
  • Формирование представлений дошкольников об окружающем мире
  • Дошкольное образование в поликультурном образовательном пространстве

Примерные темы для магистрантов:

  • Специфика обучения дошкольников второму языку
  • Речевое развитие детей-билингвов
  • Интеркультурная педагогика в дошкольном образовании

 

Трифонова Екатерина Вячеславовна, к.психол.н., доцент

Ключевые слова: психология детской игры, игровые технологии, психология дошкольного возраста, дошкольный уровень образования, организация развивающего обучения с дошкольниками, деятельностный подход в психологии, психология исследовательской деятельности

Примерные темы для студентов бакалавриата:

  • Сопровождение самодеятельных детских игр в условиях ДОО
  • Влияние игровой деятельности на детское развитие.
  • Развивающая предметно-игровая среда: специфика организации
  • Игровые технологии в дошкольном образовании
  • Условия развития детской исследовательской деятельности

Примерные темы для магистрантов:

  • Самодеятельные игры дошкольников
  • Сюжетные игры детей младшего школьного возраста
  • Игровые технологии
  • Развивающая предметно-игровая среда
  • Организация исследовательской деятельности дошкольников
  • Развивающее дошкольное образование

 

Воробьева Ирина Николаевна, ст. преподаватель

Ключевые слова: рисунок, рисование, эстетическое развитие, арт-технологии, живопись, предметная среда

Примерные темы для обучающихся бакалавриата:

  • Детский рисунок как продукт художественного творчества
  • Развитие эстетического восприятия у дошкольников средствами искусства
  • Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: общие признаки и отличительные черты
  • Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства
  • Детское изобразительное творчество в аспекте современных дошкольных инновационных программ
  • Арт-технологии в развитии детей раннего возраста
  • Арт-технологии в развитии детей дошкольного возраста
  • Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие развития детской продуктивной деятельности

 

Колосова Елена Борисовна, ст. преподаватель

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, дополнительной образование детей, информальное образование, индивидуальные образовательные траектории и маршруты, педагогическая поддержка, младшие школьники; сопровождение познавательных интересов школьников

Примерные темы курсовых для студентов бакалавриата:

  • Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в читательские практики средствами дополнительного образования
  • Педагогическая поддержка индивидуальных образовательных траекторий школьников с ограниченными возможностями здоровья
  • Образовательные события в работе классного руководителя

Примерные темы для магистрантов:

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями; модели комплексной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; эволюция термина особые образовательные потребности, интеграция общего и дополнительного образования, образовательные стратегии и жизненный путь ребенка с ограниченными возможностями здоровья

  • Выявление и реализация образовательного запроса школьника с ограниченными возможностями здоровья
  • Специфика бинарного учебного занятия: структура, результативность, педагогическая поддержка всех участников
  • Личностные образовательные результаты школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте формирования жизненной компетенции