Консультативно-диагностический центр для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья Института детства был создан в 2017 году. Приоритетные направления деятельности КДЦ – оказание диагностической, консультативной, коррекционной помощи, психолого-педагогическое сопровождение детей и взрослых как с ограниченными возможностями здоровья, так и не имеющих выраженных ограничений, но нуждающихся в консультации специалистов – дефектологов, психологов, педагогов, а также оказание методической и практической помощи семьям и педагогам всех профилей, работающим с такими детьми.
Целевая аудитория КДЦ:
- Дети и взрослые с ограниченными возможностями здоровья:
- нарушения слуха;
- нарушения зрения;
- нарушения опорно-двигательного аппарата;
- нарушения речи;
- задержка психического развития;
- нарушения эмоционально-волевой сферы (в том числе синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства аутистического спектра);
- нарушения интеллектуального развития;
- другие.
- Дети и взрослые с условно-нормативным типом развития:
- лица, не имеющие выраженных ограничений, но нуждающиеся в консультации специалистов.
- Студенты, магистранты, аспиранты, профильные специалисты:
- учащиеся под руководством научных руководителей имеют возможность реализовать свои профессиональные знания, умения, навыки, компетенции в практической работе с детьми, взрослыми и членами их семей.
Цели КДЦ:
- Оказывать индивидуально ориентированную педагогическую, психологическую, методическую помощь детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья и людям условно-нормативным типом развития.
- Обеспечивать непрерывное многопрофильное сопровождение детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья и членам их семей на диагностическом, консультативном, коррекционном, психолого-педагогическом и социальном этапе оказания реабилитационной и абилитационной помощи.
- Обеспечивать реализацию права на получение общего образования в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка и взрослого.
- Минимизировать последствия инвалидности, улучшить качество жизни человека с ограниченными возможностями здоровья в пределах ограничений заболевания, уменьшить стресс и страдания его семьи.
- Расширять общение и взаимодействие людей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Воспитывать толерантное отношение к людям с особенностями развития через возможную социальную и педагогическую интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья в группы нормативно развивающихся сверстников.
Задачи КДЦ:
- Педагогическая и психологическая поддержка детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и их семей в решении вопросов, связанных с развитием, обучением, социальной адаптацией и др.
- Консультативная помощь участникам образовательных отношений.
- Создание условий для реализации права на получение доступного общего образования. в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка.
- Отслеживание динамики развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработка, апробация и реализация коррекционно-развивающих программ для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработка, апробация и реализация общеразвивающих программ и методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с детьми с условно-нормативным типом развития.
- Экспертиза и разработка диагностических, профилактических программ и методик работы с детьми, имеющими различные нарушения, с целью достижения социальной и психологической адаптации.
- Раннее выявление детей с проблемами в развитии, их социальная адаптация, стимуляция их развития и коррекция имеющихся отклонений.
- Разработка и реализация мероприятий, направленных на социально-психологическое и педагогическое просвещение участников образовательного процесса.
- Организация и проведение мероприятий, методических семинаров, вебинаров, мастер-классов, конференций, организация выставок.
- Просветительская работа с населением о возможностях обучения и социально-психологической поддержки детей с проблемами в развитии по профилактике асоциального поведения.