Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Научные школы

Научная школа «Системогенез деятельности и способностей человека» (руководитель – академик РАО, профессор В.Д. Шадриков)

В МПГУ научная школа академика РАО, доктора психологических наук, профессора В.Д. Шадрикова представлена научно-исследовательской программой по развитию системной методологии в разработке актуальных проблем фундаментальной и прикладной психологии, которая включает в себя следующие направления исследований:

  • системогенез деятельности человека (учебной, профессиональной педагогической);
  • системогенез способностей человека (познавательных, психомоторных, духовных);
  • принципы, пути и содержание индивидуализации образования.

Подробнее о научной школе можно узнать:

Шадриков В.Д. Духовные способности. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИП РАН, 2020

Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: ИП РАН, 2019.

Шадриков В.Д. Мысль и понимание. Понимание мысли. М.: Университетская книга, 2019.

Шадриков В.Д. Концептуальная модель понимания. Статья первая // Высшее образование сегодня. 2020. № 8. С. 52-58.

Шадриков В.Д. Концептуальная модель понимания. Статья вторая // Высшее образование сегодня. 2020. № 9. С. 72-77.

Шадриков В. Д. Отношение понятий «жизнь», «поведение», «деятельность» // Мир психологии 2020, № 2 (102). С. 57-65.

Шадриков В. Д. Определение духовных способностей и их места в структуре общих способностей // Мир психологии 2020, № 1 (101). С. 151-160.

Shadrikov V.D. The Activity Theory: The Activity Psychological Functional System and Ablitiies as a Mechanism of Activity Implementation // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2019. Vol. 16. N 4. P. 593–607. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-4-593-607

Участие в грантах:

  • Проект РГНФ «Способность к продуцированию мысли в континууме ментального развитии человека» (2017-2019 гг.).
  • Исследование в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2018 году «Нейрофизиологические корреляты процесса продуцирования предметных мыслей».

В рамках научной школы защитилось: 1 – доктор педагогических наук, 10 – кандидатов педагогических наук.

Научная школа «История педагогики, сравнительная педагогика, образование в многонациональном социуме» (руководитель – академик РАО, профессор, А.Н. Джуринский)

В МПГУ на протяжении многих лет реализуется научная школа академика РАО, доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского.

Подробнее о научной школе можно узнать:

Джуринский А. Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы. Монография. М.: Прометей, – 2017. – 186 с.

Джуринский А.Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы.2-ое изд., испр. и доп. Монография М.: Прометей, – 2018. –220

Джуринский, А.Н. История педагогики и образования. Часть 1.: учебник для академического бакалавриата – М.: Юрайт, 2018, –399 с.

Джуринский, А.Н. История педагогики и образования. Часть 2.: учебник для академического бакалавриата – М.: Юрайт, 2018. – 283 с.

Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика. 2-е изд. перераб. и доп.: учебник для магистров. –  М.: Юрайт, 2019.- 441 с

Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика. 3-е изд. перераб. и доп.: учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2018.- 354 с.

Джуринский, А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ – М.: Юрайт, 2018.- 261 с.

Джуринский А.Н. и др. История педагогики и образования  Сер. 76 Высшее образование (4-е изд., пер. и доп.); Учебник / Москва: Юрайт, 2018, 2020. – 376 с.

Джуринский А. Н., Трошкова Н. В. Сравнительно-исторический анализ становления классической гимназии в первой четверти XIX века: российский и мировой опыт // Образование и наука.2020.№ 8, с. 136-162

Джуринский, А.Н. Начальное образование в средневековой Западной и Центральной Европе // Педагогическое образование и наука. 2020. № 2. С. 7-10

Джуринский, А. Н. Зарождение высшего образования  в  Средневековом мире (Научный обзор) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 4 (69).с. 36-48.

Джуринский, А.Н. К вопросу о понимании педагогических инноваций. / В сб.: Педагогика начального образования: традиции и инновации. М., МПГУ, 2017. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29873154

В рамках научной школы защитилось: 1 – доктор педагогических наук, 14 – кандидатов педагогических наук.

Научная школа «Центральные механизмы речевого онтогенеза и его нарушений» (реализуется на кафедре логопедии)

Подробнее о научной школе можно узнать:

Алмазова А.А., Любимова М.М., Лагутина А.В. Сетевые информационные технологии как способ продвижения идей, знаний и результатов научной деятельности в области логопедии // Наука и школа. 2020. № 1. С. 62-67.

Алмазова А.А., Бабина Г.В., Филатова Ю.О. Очерк о научной школе профессора Л.И. Беляковой//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 1. С. 43-48.

Агрис А.Р., Алмазова А.А., Алтухова Т.А., Ахутина Т.В., Бабина Г.В., Бабина Е.Д., Величенкова О.А., Вятлева Ю.Е., Гаранина Л.А., Елецкая О.В., Зубарева Т.Г., Иншакова О.Б., Киселева Н.Ю., Корнев А.Н., Корнилова (Панкратова) Н.С., Кузева О.В., Лагутина А.В., Логинова Е.А., Прищепова И.В., Российская Е.Н. и др. Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция // Научная монография / Под общей редакцией О.А. Величенковой. Москва, 2018

Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М., Соловьева Т.А., Рябова Н.В., Бабина Е.Д. Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1 (90). С. 151-165.

Алмазова А.А., Бабина Е.Д. Семантизация контекстуально-опосредованных языковых единиц школьниками с нарушениями чтения // В сборнике: Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция.  Агрис А.Р., Алмазова А.А., Алтухова Т.А., Ахутина Т.В., Бабина Г.В., Бабина Е.Д., Величенкова О.А., Вятлева Ю.Е., Гаранина Л.А., Елецкая О.В., Зубарева Т.Г., Иншакова О.Б., Киселева Н.Ю., Корнев А.Н., Корнилова (Панкратова) Н.С., Кузева О.В., Лагутина А.В., Логинова Е.А., Прищепова И.В., Российская Е.Н. и др. Научная монография. Под общей редакцией О.А. Величенковой. Москва, 2018. С. 96-109.

Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Ретроспективный анализ результатов психофизиологических исследований становления речедвигательной функции//Дефектология. 2020. № 5. С. 3-10.

Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Речь как информационный процесс живой природы//Вопросы психолингвистики. 2019. № 4 (42). С. 132-143.

Белякова Л.И., Иншакова О.Б. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика учащихся с устойчивой дисграфией // Дефектология. 2019. № 5. С. 3-10.

Belyakova, Lidia I., Filatova, Yulia O. Theoretical Views on Mechanisms of Formation of Speech Act // Lurian Approach in International Psychological Science: Proceedings of the Fifth International Luria Memorial Congress. Yekaterinburg, Russia, 13–16 October, 2017. KnEpublishing, 2018. P. 140-150.

Магомед-Эминов М.Ш., Орлова О.С., Решетов Д.Н., Уклонская Д.В., Хорошкова Ю.М. Психолого-педагогическая помощь на раннем этапе комплексной реабилитации после хирургического лечения опухолей головы и шеи // Злокачественные опухоли. 2019. Т. 9. № 3-S1. С. 111-112.

Радциг Е.Ю., Булынко Я.Е., Орлова О.С. Нарушение голоса у детей на разных стадиях речевого развития // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2018. Т. 97. № 2. С. 109-112.

Туманова Т.В., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н., Орлова О.С., Приходько О.Г., Шаховская С.Н., Черкасова Е.Л., Визель Т.Г., Леонова С.В., Филичева Т.Б., Соболева А.В., Борякова Н.Ю., Серебрякова Н.В., Матросова Т.А., Хаустов А.В. Логопедия. теория и практика // Издание учебника посвящено 145-летию Московского педагогического государственного университета / Москва, 2018. (2-е издание, исправленное и дополненное)

Туманова Т.В., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н., Орлова О.С., Приходько О.Г., Шаховская С.Н., Черкасова Е.Л., Визель Т.Г., Леонова С.В., Филичева Т.Б., Соболева А.В., Борякова Н.Ю., Серебрякова Н.В., Матросова Т.А., Хаустов А.В. Логопедия. теория и практика // Издание учебника посвящено 145-летию Московского педагогического государственного университета / Москва, 2018. (2-е издание, исправленное и дополненное)

Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии // Москва, Эксмо: 2019. 320с.

Шаховская С.Н., Ковалева Т.П. Знакомство с книгой оптимизация коррекционно-педагогической работы // Дошкольное воспитание. 2017. № 11. С. 64-68.

Шаховская С.Н., Прищепова И.В. Социальное развитие как фактор преодоления дизорфографии у младших школьников // В сборнике: Теория и практика специального и инклюзивного образования. сборник научно-методических трудов с международным участием. Санкт-Петербург, 2019. С. 76-80.

Участие в проектах:

  • «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования» от Института детства МПГУ.
  • «Разработка учебно-методических материалов и проведение методических семинаров для специалистов, работающих с русскоязычными детьми-билингвами с особыми образовательными потребностями в зарубежных странах» (компания ПРО100 МЕДИА и Институт русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова).

В рамках научной школы защитилось: 4 – доктор педагогических наук, 129 – кандидатов педагогических наук.

Научная школа «Инновации и традиции в начальном образовании» (руководитель – профессор Е.Н. Землянская)

На факультете идет становление научной школы «Инновации и традиции в начальном образовании». Она является преемником научной школы «Подготовка творческого учителя начальных классов», руководил которой в течение многих лет почетный профессор МПГУ А.Е. Дмитриев.

Новое направление возникло как ответ на изменения последних лет в школе первого звена образования и системе подготовки компетентного педагога начального образования.

В течение этих лет в рамках научной школы:

  • проведен ряд ежегодных научно-практических конференций с международным участием;
  • опубликован ряд научных работ: «Инновационные процессы в системе начального образования» (коллективная монография преподавателей кафедры педагогики начального обучения); «Инновации и традиции в начальном образовании» (сборники материалов конференций молодых ученых, магистрантов и аспирантов факультета); «Концепции и реалии мультикультурного образования в современной России» (А.Н.Джуринский); «Подготовка учителя к формированию творческого потенциала школьников» (Л.К. Веретенникова) и др.;
  • разработаны и внедрены в учебный процесс магистерские программы «Поликультурное образование», «Предшкольное образование», «Инновационная начальная школа», «Внеурочная деятельность в начальной школе», а также новые образовательные программы бакалавриата;
  • подготовлены учебники нового поколения для бакалавриата и магистратуры факультета начального образования (Е.Н.Землянская, А.Н.Джуринский).

Подробнее о научной школе можно узнать:

Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум. Сер. 76 Высшее образование. М., Юрайт, 2020. – 406 с.

Землянская, Е. Н.  Теоретические основы организации обучения в начальных классах : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 247 с. — Серия Профессиональное образование.

Beregovaya E.B., Zemlyanskaya E.N., Larionova I.A., Yakushevskaya K.N., Timirov F.F., Medzhidova K.O., Ignatov S.B. Pedagogical Technologies For Social And Cultural Reflection Formation In Modern Students // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Т. 8. № 1. С. 195-211.

Землянская Е.Н. Групповая работа младших школьников на уроке // Начальная школа // 2020. – № 5. С.30-36.

Землянская Е.Н. Образовательные ситуации как единица событий образовательного процесса (статья в журнале ВАК) // Наука и школа. – №3. – 2020. С.83 – 93

Землянская, Е. Н.  Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13271-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457366 (дата обращения: 07.06.2020). Серия Высшее образование

Участие в грантах:

Гранты федеральным государственным образовательным организациям высшего образования и федеральным государственным научным учреждениям в 2018 году Департамента образования г. Москвы. Категория «Воспитательная и социокультурная работа с обучающимися, развитие органов ученического и студенческого самоуправления». Название номинаций, по которым предоставляются гранты: Научно-практические семинары для образовательных организаций «Роль образования в профилактике экстремизма и вовлечения молодежи в деятельность религиозных сект и радикальных группировок». Семинар (вебинар) «Духовно-нравственное воспитание в начальной школе» 23.10.2018 (2-я волна).

В рамках научной школы защитилось: 12 – кандидатов педагогических наук.

Научная школа «Развитие творческого потенциала будущих педагогов» (руководитель – профессор Л.К. Веретенникова)

Название научной школы созвучно научной школе «Подготовка творческого учителя начальных классов», которой в течение многих лет руководил почетный профессор МПГУ А.Е. Дмитриев.

Подробнее о научной школе можно узнать:

Веретенникова Л.К. Подготовка будущих педагогов к развитию творческого потенциала обучающихся: монография. Москва: МПГУ, 2018.-164 с.

Веретенникова Л.К. Стратегия и концепция формирования творческого потенциала и развития креативности обучающихся в инновационной среде: монография. Москва: МПГУ, 2019.-98 с.

Веретенникова Л.К. Методическая культура будущего педагога начальной школы: теория и практика//Школа будущего. 2019. № 4. С. 42-47.

Веретенникова Л.К. Мультимедийный подход к семейной и школьной медитации//Школа будущего. 2018. № 2. С. 95-100.

Веретенникова Л.К. Стратегии подготовки бакалавров к развитию творческого потенциала  школьников в условиях геополитических вызовов// Школа будущего. 2018. № 6. С. 9-16.

Веретенникова Л.К. Коммуникативные стратегии в педагогическом взаимодействии в образовательном процессе// Наука и школа. 2018. № 1. С. 145-150. (соавтор Выгонская Г.М.).

Веретенникова Л.К. Формирование у будущего педагога навыков ассертивного поведения во взаимодействии с родителями обучающихся// Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 90-98.  (соавтор – Кольтинова В.В.).

В рамках научной школы защитилось: 4 – доктора педагогических наук, 7 – кандидатов педагогических наук.

Научная школа «Личностно-деятельностный подход в обучении, воспитании, развитии лиц с нарушением слуха» (руководитель – профессор Е.Г. Речицкая)

Подробнее о научной школе можно узнать:

Речицкая Е.Г. Дзюбань А.В. Особенности овладения стихотворным текстом младшими школьниками с нарушением слуха. Наука и школа 2019, №3. С. 179-186. . С. 179-186  ISSN 1819-463Х

Речицкая Е.Г., Евтушенко И.В., Линьков В.В. Современные подходы и условия подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии. Педагогика и психология образования». 2019, №2. С.44-54

Речицкая Е.Г., Белая Н.А. Условия развития речевого общения дошкольников с нарушением слуха // Вестник Череповецкого государственного университета №3 (90) 2019. Череповец, 2019. С.130-140

Речицкая Е.Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений  с грифом УМО. Гуманитар.изд.цент ВЛАДОС, 2019. 2-е издание. 199 с

Речицкая Е.Г. Коррекционная работа по формированию познавательной деятельности глухих детей с ЗПР // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений  с грифом УМО. ГИЦ ВЛАДОС, 2019 2-е изд. 133 с

В рамках научной школы защитилось: 15 – кандидатов педагогических наук.

Научная школа «Развитие теории и практики образования детей с комплексными нарушениями развития» (руководитель – профессор Л.А. Головчиц)

Подробнее о научной школе можно узнать:

Головчиц Л.А., Царев А.М.  Проектирование специальных индивидуальных программ развития для слепоглухих учащихся/ Тифлосурдопедагогика: учебник/под ред. Т.А.Басиловой, Е.Л.Гончаровой, Н.М.Назаровой. –М.:Инфра-М,2019. С. 312-327.

Головчиц Л.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха/ Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями / Г. В. Бабина, Л. А. Головчиц, А. В. Кроткова и др. ; под ред. Л. А. Головчиц. – Москва : МПГУ, 2019

Головчиц Л.А.,  Соловьева З.А.The attitude of teachers and parents to inclusive education of children with special educational needs /Materials of the International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration”. Part 3 – Reports in English. P.64-68./February 11-12, 2019. Beijing, PRC P.64-68

Головчиц Л.А., Кроткова А.В. Реалии дошкольного инклюзивного образования и подготовка специалистов к работе в новых условиях/ Дефектология. 2020.-№ 3. с.51-57

Головчиц Л.А. , Андреева Е.Л., Сироткина Т.В.  Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с кохлеарными имплантами, имеющих дополнительные нарушения/ Дефектология. 2020.-№ 1. С.43-51.

Головчиц Л.А., Соловьева И.Л. Развитие коммуникации обучающихся с глухотой в структуре тяжелых множественных нарушений (АООП НОО для глухих обучающихся. Вариант 1.4)/ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №8. 2018. С.33-40

Участие в проектах:

  • Проект МОиН РФ «Проведение курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников по вопросам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», 2017 г.
  • Проект «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог-дефектолог»)», ФЦП модернизации образования,2016-2017 гг.