Научно-исследовательская работа ИРЦО
Научная тема – цифровизация и ее влияние на российскую систему образования: ценности, преимущества, ограничения и риски.
Цель – исследование процесса цифровизации современного образовательного процесса и его положительного и отрицательного влияния на участников образовательного процесса, выявление угроз и рисков, поиск путей их нейтрализации.
Актуальность и новизна:
Понятие «цифровизация» появилось в 1995 г., его ввел в научное поле Николас Негропонте, американский информатик из Массачусетского университета (см. его публикацию Negroponte N. Being Digital. — New York: Knopf, 1995). И изначально цифровизация связывалась исключительно с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий. Со временем понятие цифровизация расширилось, став одним из драйверов мирового общественного развития практически во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в сфере образования.
Сложились два подхода к цифровизации: широкий и узкий. Под узким подразумевается перевод всей учебной информации в цифровой формат, а под широким – комплексные изменения инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера, а также перемена в парадигме самой коммуникации. Погоня за технологической стороной цифровизации способна привести к утрате многих ценностных оснований, свойственных национальному российскому образованию. Исследование процессов цифрововизации с позиции ценностных смыслов, содержания, а также выявление угроз и рисков при цифровой трансформации является одной из актуальных задач современной системы образования. Поиск путей нейтрализации рисков – еще одна неисследованная комплексно проблема.
Вехи исследования:
– проведение мониторинговых исследований;
– создание публикаций по теме;
– выступления на научно-практических конференциях;
– работа в сетевых сообществах.