Ведущий педагогический вуз России – Московский педагогический государственный университет, отмечающий в 2022 году свой 150-летний юбилей, является убедительным примером этого процесса. Вместе с этим, историческое и культурное наследие, бережно сохраненное в институтах и на факультетах нашего вуза, в музее МПГУ и личных архивах преподавателей и выпускников, позволяет проследить процесс цифровизации всей системы образования в России на протяжении более 100 лет.
Институт развития цифрового образования МПГУ выражает благодарность за помощь в подготовке выставки руководству Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, Дирекции изучения истории МПГУ и Дирекции креативных программ МПГУ.
Физические приборы конца XIX – начала ХХ веков:
Другие приборы конца XIX – начала ХХ веков:
W&H Seibert – немецкая компания, производившая оптические механические инструменты, и в 1911 году выпустившая первый в мире доступный для приобретения микроскоп.
Проекционные аппараты начала – второй половины ХХ века:
Физические приборы начала – второй половины ХХ века:
Звуковоспроизводящая аппаратура второй половины ХХ века:
Пишущие машинки ХХ века:
Компанию Mercedes Büromaschinen GmbH основал Густав Мец в 1906 году в Берлине. В 1907 году была представлена первая модель Mercedes-1. Сразу же после основания завода пишущих машин концерн Mercedes-Benz подал на производителя канцелярских устройств в суд. Автогигант оспаривал право на именование продукции испанским женским именем. Тяжбы длились до 1913 года.
Производство пишущей машины «Любава» началось в СССР в 1983 году по лицензии предприятия «Роботрон» (ГДР). Машины «Любава» выпускались на Рязанском заводе счетно-аналитических машин. «Любава» — лицензионная копия портативной пишущей машинки «Эрика» (Erika 105/127), выпускавшейся в ГДР комбинатом «Роботрон» и экспортировавшейся в СССР. В советское время «Любава» была одной из самых распространенных и доступных по цене портативных пишущих машин. Цена «Любавы» составляла около 190 руб., в то время как цена «Эрики» — от 280-320 руб. Пишущая машина «Любава» была самой доступной для потребителя и производилась до начала 2000-х годов.
Устройства для расчетов и измерений второй половины ХХ века:
Согласно одной версии, счеты происходят от китайского счетного приспособления «суаньпань», согласно другой — имеют собственное русское происхождение. Упоминание счетов в российской истории впервые встречается в «Переписной книге домовой казны патриарха Никона», составленной в 1658 году, где они называются «счоты». Счеты являются одним из ранних вычислительных устройств и вплоть до конца XX века массово использовались в торговле и бухгалтерском деле, пока их не заменили калькуляторы.
Штангенциркуль — универсальный измерительный прибор, предназначенный для высокоточных измерений наружных и внутренних линейных размеров, а также глубин отверстий.
Логарифмическая линейка, счетная линейка — аналоговое вычислительное устройство, позволяющее выполнять несколько математических операций, в том числе умножение и деление чисел, возведение в степень, вычисление квадратных и кубических корней, вычисление логарифмов, потенцирование, вычисление тригонометрических и гиперболических функций и некоторые другие операции.
Микрометр — измерительный прибор, предназначенный для измерения длины с низкой погрешностью.
Устройство программное «Сигнал-201» выпускалось с 1990 года Орловским заводом УВМ имени К.Н. Руднева и являлось своего рода аналогом современной «умной розетки»: по заданной программе включало и выключало теле- и радиоприемники, магнитофоны и другие бытовые приборы; электрическое освещение, насосы для полива сада или огорода и прочее.
Другие устройства:
МПГУ как ведущий педагогический вуз страны принял активное участие в реализации этого проекта. Технопарк универсальных педагогических компетенций МПГУ, открытый в 2021 году, представляет собой высокотехнологичное инновационное пространство, оснащенное самым современным оборудованием, где будущие педагоги приобретают опыт реализации междисциплинарных и метапредметных проектов. В Технопарке МПГУ организована исследовательская и научно-практическая работа, мероприятия по формированию функциональной грамотности школьников и студентов, взаимодействие между студентами и школьниками, ориентированными на педагогическую профессию.