Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Совершенствование преподавания математики в школе и в педвузе

 

Основателем школы является Ростислав Семёнович Черкасов, автор школьных учебников и задачников по геометрии, который много лет являлся главным редактором журнала «Математика в школе» и заведующим кафедрой методики преподавания математики с 1958 года по 1983 год.

Кафедра заслуженно считалась идейным, научно-методическим центром школьного математического образования, направляла работу аналогичных кафедр всех педагогических вузов страны, являясь «кузницей» кадров – специалистов по методике преподавания математики.

Ростислав Семенович Черкасов (снимок 1) родился 30 июля 1912 года в городе Смоленске в учительской семье. Он закончил математический факультет Московского областного педагогического института. Научные взгляды и интересы молодого Р.С. Черкасова активно формировались под влиянием его замечательных преподавателей – Ивана Козьмича Андронова и Дмитрия Ивановича Перепелкина. Педагогическая деятельность Р.С. Черкасова началась с работы школьным учителем математики, именно это и дало правильное направление на его последующую жизнь педагога. Ростислава Семеновича с полным правом называют Учителем, он – Учитель учителей. Всю свою жизнь он щедро передавал свое мастерство, знания, опыт своим ученикам – будущим воспитателям молодого поколения – аспирантам. Его ученики трудятся во многих педагогических вузах нашей необъятной Родины. Среди них ректоры, проректоры, деканы, заведующие кафедрами, многие стали докторами наук и профессорами.

Многие публикации Черкасов Р.С. посвящены историческим аспектам российской школы, реформам образования посвящены. Перу Р.С. Черкасова принадлежит свыше 100 научных работ, в том числе 20 учебников и учебных пособий для средней школы; около 20 руководств по методике преподавания математики; 52 статьи, посвященные различным проблемам преподавания математики в школе и вузе, опубликованные в центральных издательствах. Его последние статьи были посвящены модернизации образования (Сб. Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе. – М.: Прометей, 2000, 2001). Научно-педагогическая деятельность Р.С. Черкасова отмечена высокими наградами, многочисленными грамотами и благодарностями.

Ярким представителем научной школы был профессор Василий Иванович Мишин – заведующий кафедрой методики обучения математике с 1983 г. по 1990г. В эти годы вышли в свет созданные коллективом кафедры учебные пособия издательства «Просвещения», по которым учился весь Советский Союз. Это «Методика преподавания математики. Общая методика» (сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр), «Методика преподавания математики. Частная методика» (сост. B.И. Мишин). Авторами отдельных разделов этих пособий были, практически, все преподаватели кафедры МПМ и отдельные сотрудники-соратники математических кафедр, представлявшие научную школу: А.Я. Блох, С.Б. Верченко, Г.Д. Глейзер, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, К.И. Дуничев, Н.В. Елизаветина, А.Е. Захарова, В.С. Копылов, М.Д. Кошкина, В.И. Крупич Э.И. Кузнецов, Т.В. Малкова, В.И. Мишин, Л.З. Мудрая, И.А. Павленкова, Н.А. Терешин, Н.И. Чиканцева (снимок 2). В 1987 году кафедрой был подготовлен первый выпуск межвузовского сборника «Проблемы совершенствования преподавания математики в современной школе», бессменным редактором которого многие годы была Н.И. Чиканцева. Идеи научной школы широко пропагандировались на многочисленных международных конференциях и семинарах в России и за рубежом. Дальнейшее развитие научной школы продолжалось под руководством доктора педагогических наук, профессора Валерия Александровича Гусева, который возглавлял кафедру с 1992 года до апреля 2014 года (снимок 3).

В настоящее время идеи научной школы внедряют в своих регионах бывшие аспиранты и докторанты кафедры МПМ. Например, это – член-корр. РАО Г.И. Саранцев (Саранск), профессора И.Е. Малова (Брянск), М.И. Зайкин (Арзамас), Р.А. Утеева (Тольятти), Т.А. Иванова (Нижний Новгород) – авторы учебных пособий по теории и методике обучения математике; Э.Г. Гельфман (Томск) – руководитель авторского коллектива современных школьных учебников математики и алгебры.

Сегодня продолжателем традиций научной школы Р.С. Черкасова «Актуальные проблемы преподавания математики в школе и педвузе» является кафедра с обновлённым названием: «Кафедра элементарной математики и методики обучения математике». Коллектив кафедры – это доктора и кандидаты педагогических наук, авторы научно-методических, школьных и вузовских учебников и учебных пособий. Преподаватели кафедры ведут активную научную деятельность в рамках научной школы, внедряют свои идеи в процессе чтения лекций, проведения семинаров для учителей математики и преподавателей вузов во многих городах России и за рубежом (снимки 3 – 13).

Ведущие специалисты кафедры ЭМиМОМ

Гусев Валерий Александрович – доктор педагогических наук, профессор кафедры (снимок 4). Гусев В.А. окончил математико-механический факультет Ленинградского государственного университета, затем под руководством член-корреспондента АН СССР Д.К. Фаддеева подготовил и успешно защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблеме более раннего введения понятия производной в школьный курс математики. Еще, будучи студентом, В.А. Гусев стал работать учителем математики в школе-интернате при ЛГУ, а затем, окончив университет, в школе-интернате г. Москвы вместе с академиком АН СССР А.Н. Колмогоровым. В 1983 г. В.А. Гусев начал свою трудовую деятельность на математическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ), на кафедре методики преподавания математики (ныне кафедра теории и методики обучения математики). Здесь в 1990 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Методические основы дифференцированного обучения математике в школе», а с 1992 г. стал заведующим кафедрой теории и методики обучения математике, которой успешно руководил до апреля 2014 года.

В.А. Гусевым подготовлено около двадцати докторов наук и более шестидесяти кандидатов наук. Он участник многих международных конгрессов и конференций (Южная Корея, Сербия, Словакия, Греция, Швейцария, Япония, Китай, Франция), ежегодно принимает участие во Всероссийских научно-методических конференциях. Его приглашают читать лекции и вести специальные курсы отечественные и зарубежные университеты. Валерий Александрович является автором около двухсот учебников и учебных пособий для школы и вуза. Он участвовал в создании многих учебников и пособий по геометрии под руководством А.Н. Колмогорова.

Работая в крупнейшем педагогическом вузе страны, В.А. Гусев многие годы возглавляет работу по созданию учебных планов, программ и учебных пособий для подготовки учителей математики. Хочется отметить вышедшие в последние годы книги «Психолого-педагогические основы обучения математики», «Методика обучения геометрии», «Теоретические основы обучения математике в средней школе: психология математического образования» адресованные студентам, аспирантам и учителям (снимок 14).

Смирнов Владимир Алексеевич – доктор физико-математических наук, профессор (снимок 5). Смирнов В.А. окончил математический факультет Московского государственного педагогического института (ныне МПГУ) и затем аспирантуру того же института по специальности 01.01.04 – геометрия и топология. Является учеником профессора Меера Феликсовича Бокштейна – одного из создателей отечественной школы по алгебраической топологии, «лемма и гомоморфизм Бокштейна» входят в известные учебники по алгебраической топологии  во всех странах мира. Смирнов В.А. в 1975 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Скрещенные тензорные произведения и сильная гомотопия», а в 1986 году защитил докторскую диссертацию на тему «Гомотопическая теория коалгебр». Он автор многочисленных научных статей, 37 из которых опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах, имеет монографию «Симплициальные и операдные методы в алгебраической топологии (М.: Факториал Пресс, 2002. – 272 с.). Оригинал этой монографии был опубликован в США (Smirnov, V.A. Simplicial and Operad Methods in Algebraic Topology. – American Mathematical Society, Volume 198, 2001). Участник многих Международных, в том числе зарубежных, семинаров и конференций, обладатель грантов РФФИ, Соросовский профессор.

В настоящее время Смирнов В.А. является заведующим кафедрой элементарной математики и методики обучения математике МПГУ. Им опубликовано более ста статей, учебных и методических пособий  по  актуальных вопросам преподавания школьной математики. Он автор четырёх  учебников по геометрии, входящих в Федеральный Перечень учебной литературы. Входит в группу разработчиков ЕГЭ по математике, активно участвует в проведении различных мероприятий, связанных со школой, среди которых: творческий конкурс учителей математики г. Москвы; олимпиады по математике для учащихся школ г. Москвы; курсы повышения квалификации учителей математики, а также курсы повышения квалификации преподавателей педагогических вузов Российской Федерации (снимки 15, 17).

Смирнова Ирина Михайловна – доктор педагогических наук, профессор (снимок 6). Смирнова И.М. окончила математический факультет Московского государственного педагогического института (теперь МПГУ). Затем работала в школе учителем математики. Постепенно заинтересовалась вопросами методики преподавания геометрии в школе, стала совмещать работу в школе и на кафедре методики преподавания математики МГПИ. В 1987 году защитила кандидатскую диссертацию «Многогранники и их приложения на факультативных занятиях в средней школе» по специальности 13.00.02 – методика преподавания математики. Является ученицей Ростислава Семёновича Черкасова – известного учёного-методиста, который руководил кафедрой методики преподавания математики на протяжении почти тридцати лет и столько же времени был главным редактором журнала «Математика в школе». В 1995 году Смирнова И.М. защитила докторскую диссертацию по той же специальности на тему «Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения».

В настоящее время Смирнова И.М. – профессор кафедры ЭМиМОМ. Она известный специалист в области методики обучения математике. Круг научных интересов связан с обучением геометрии в основной школе и на старшей ступени общего образования. Имеет свыше двухсот опубликованных работ, среди них 71 книга, 2 монографии, 28 статей в ведущих рецензируемых научных журналах, четыре учебника по геометрии для общеобразовательных учреждений, включённых в Федеральный Перечень учебной литературы (снимки 16,17). Многие годы работала в Федеральном экспертном совете при Министерстве образования и науки РФ. Участница многих Международных и Всероссийских конференций по актуальным вопросам преподавания математики в школе и педагогическом вузе. Является председателем диссертационного совета Д 212.154.18 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». Под её руководством защищено 13 диссертаций (12 кандидатских диссертаций и в одной докторской диссертации была научным консультантом). Двое её учеников сейчас успешно работают на кафедре элементарной математики и методики обучения математике. Это – Субботина И.В. и Буслаев А.В.

Боженкова Людмила Ивановна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры (снимок 7). Сфера научных интересов Л.И. Боженковой, защитившей кандидатскую и докторскую диссертации в МПГУ, связана с интеллектуальным воспитанием учащихся при обучении математике. Результаты исследований Боженковой Л.И. представлены в 150 публикациях, в числе которых 3 монографии, 16 учебно-методических пособий, 6 учебных материалов, 16 статей ВАК (снимок 18). Эти пособия активно используются в процессе повышения квалификации учителей математики Московской области и по линии АПКиППРО в контексте реализации ФГОС общего образования. Л.И. Боженкова занимается подготовкой аспирантов, является членом диссертационного совета Д 212.154.18 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Кучугурова Нина Дмитриевна – доктор педагогических наук, профессор (снимок 8). Исследования Н.Д. Кучугуровой связаны с проблемой научной организации работы студентов в системе целостной педагогической деятельности и формирования на этой основе профессиональных умений будущих специалистов в условиях информатизации образования. Научные взгляды исследователя отражены в 100 публикациях, основные из которых учебно-методические пособия, монографии (снимок 19). Кучугуровой Н.Д. подготовлено 10 кандидатов педагогических наук. Она является заместителем председателя диссертационного совета Д 212.154.18 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Глазков Юрий Александрович – кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры (снимок 9). Ю.А. Глазков 15 лет активно занимается проблемой измерения учебных достижений школьников и студентов. В 90-х годах он являлся разработчиком тестов для Федерального центра тестирования, а с 2001 г. – измерительных материалы для ЕГЭ по математике, представленных в печатных и электронных пособиях для подготовки экспертов ЕГЭ. Начиная с первого номера журнала «Математика для школьников», основанного в 2004 году, в течение нескольких лет регулярно публиковались его статьи по подготовке к ЕГЭ. Многочисленные пособия по подготовке к ЕГЭ, созданные им в соавторстве и индивидуально, выходили и выходят огромными тиражами (снимок 20). Ю.А. Глазков занимается подготовкой аспирантов, под его руководством защищены 2 кандидатские диссертации.

Фирстова Наталья Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры (снимок 10). Научные интересы Н.И. Фирстовой связаны с эстетическим развитием учащихся в обучении математике и разработке соответствующей методики обучения математике школьников. В сферу её научных интересов входит проблема формирования у школьников представления о взаимосвязи изучаемых ими разделов математики, посредством использования математических методов. Результаты исследований Н.И. Фирстовой отражены в коллективной монографии, учебных пособиях и статьях (снимок 21).

Егупова Марина Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, выпускница математического факультета МПГУ (снимок 11). М.В. Егупова с 2000 года принимает участие в конференциях, научных сессиях, имеет около 80 научных и учебно-методических работ, среди которых 3 монографии, 4 учебных пособия, 19 статей, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (снимок 22). Её научные интересы связаны с методической подготовкой учителя к практико-ориентированному обучению математике в школе и систематизированы в докторской диссертации, подготовленной к защите.

Субботина Ирина Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент (снимок 12). В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Методика формирования готовности учащихся к изучению геометрии в старших классах гуманитарного профиля». Она принимает активное участие в жизни математического факультета. Является заместителем декана по учебной работе (магистратура), организатором факультетского тура ежегодного конкурса «Педагогический дебют», отвечает за подготовку участников Университетского и Городского туров конкурса. С 2007 года осуществляет взаимодействие математического факультета с образовательными учреждениями г. Москвы и Московской области.

Буслаев Антон Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент (снимок 13). В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методические основы отбора задач по математике для старших классов различного профиля обучения». Работу на кафедре совмещает с работой учителем математики образовательного учреждения № 1303 «Московский химический лицей» г. Москвы.